Рейтинг@Mail.ru
Menu
RSS


Прочность спасательных шлюпок и их типы

Спасательные шлюпки - основное активное спасательное средство коллективного пользования. Они предназначены для спасения экипажа и пассажиров при гибели судна. Изготовляются в настоящее время в основном из легких алюминиевых сплавов и пластмасс. На старых судах могут быть стальные шлюпки и даже деревянные.
Легкие сплавы и пластмассы имеют по сравнению с другими материалами более высокую относительную прочность - тем и объясняется их широкое применение.

\r\n
\r\n

В эксплуатации пластмассовые шлюпки лучше. Они монолитны и потому не водотечны, имеют хороший внешний вид, не гниют, их не надо красить, так как краситель вводится в смолу непосредственно при постройке шлюпки. Ремонт шлюпки прост и может быть выполнен на судне. Пластмассовые спасательные шлюпки могут применяться на судах всех типов. Чаще всего в настоящее время для изготовления шлюпок используется степлопластик, состоящий из стекловолокна, пропитанного полиэфирной смолой.
Спасательные шлюпки, устанавливаемые на судах, перевозящих нефтепродукты, изготовляются из пластмасс, стойких к высоким температурам, значительно превышающим те, которые может выдержать человек.
Корпус и жесткие закрытия шлюпки изготовляются таой прочности, чтобы ее можно было сбрасывать в воду с высоты 3 м и буксировать при скорости 5 узлов на тихой воде. Для защиты корпуса шлюпки от ударов о борт судна при спуске на воду ее оборудуют салазками или наружными привальными брусьями.
Требования к спасательным шлюпкам (как и ко всем спасательным средствам) по их изготовлению, установке на судах и оснащению изложены в Международном Кодексе по спасательным средствам (Кодекс ЛСА).
Кодекс принят 4 июня 1996 г. на 66 сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (КБМ ИМО) Резолюцией MSC. 48. Он подготовлен на базе положений части С главы III "Спасательные средства и устройства" Конвенции СОЛАС-74 подкомитетом ИМО по спасательным средствам, поиску и спасанию. Кодекс является приложением к Конвенции и вступает в силу с 1 июля 1998 г. 
По конструкции и способу защиты людей от воздействия холода, зноя, дождя, снега и брызг спасательные шлюпки разделяются на открытые, частично закрытые и полностью закрытые. Спасательные шлюпки открытого и частично закрытого типа должны иметь надежные складывающиеся закрытия (тенты), легко устанавливаемые 2 человеками за время не более 2 мин.
По типу движителя спасательные шлюпки разделяются на весельные и винтовые. Для вращения винта применяется мотор или ручной механический привод. Однако второй не обеспечивает шлюпке осуществления всех функций активного спасательного средства. Развиваемая при его использовании скорость достаточна только для того, чтобы отойти от гибнущего судна и удерживаться носом на волнение.
Современные суда оснащаются только закрытыми спасательными шлюпками, как правило, с двигателем. Скорость спасательной шлюпки, по требованию Кодекса ЛСА, должна быть не менее 6 узлов на тихой воде, при запасе топлива на 24 ч непрерывной работы. Мощность двигателя должна обеспечить возможность буксировки полностью загруженного спасательного плота вместимостью 25 человек со скоростью не менее 2 узлов.
Соотношение между мощностью двигателя спасательной шлюпки и ее длиной выражается в среднем формулой N=0.12L2 кВт, где L - длина шлюпки по грузовой ватерлинии, м.
По виду спуска на воду наиболее распространенными в настоящее время являются шлюпки, спускаемые на талях с использованием гравитационных самовываливающихся шлюпбалок, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.
Все грузовые суда и пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 р.т. должны иметь одну дежурную шлюпку, а пассажирские суда - более 500 р.т. должны иметь дежурную шлюпку на каждом борту. Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надувными и комбинированными длиной не менее 3,8 м и не более 8.5 м. Они оборудуются стационарными или подвесным мотором. Подвесной мотор может быть бензиновым. В любом случае должна быть обеспечена скорость 6 узлов в течении 4 часов. В дежурную шлюпку помещаются 5 человек сидя и один лежа. Дежурные шлюпки должны находиться на судне под спусковыми устройствами в постоянной готовности; надувные - всегда в надутом состоянии.
В качестве дежурной может использоваться спасательная шлюпка, если она отвечает всем требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке. 

Login to post comments
back to top
    \r\n
      \r\n
        \r\n
      • Facebook
      • \r\n
      • Twitter
      • \r\n
      • Google+
      • \r\n
      • VK
      • \r\n
      • RSS
      • \r\n
      \r\n
    \r\n