Рейтинг@Mail.ru
Menu
RSS


Плавучесть и остойчивость спасательных шлюпок

Спасательная шлюпка непотопляема, так как кроме запаса плавучести, образуемого корпусом и надводным бортом, имеет внутренний запас плавучести. Он обеспечивает поддержание шлюпки на плаву в перевернутом состоянии или когда она полностью залита водой и открыта морю.
Внутренний запас плавучести реализуется установкой внутренних ящиков под сиденьями вдоль бортов или за счет утолщения бортов пластмассовых спасательных шлюпок так называемой трехслойной конструкции.
Норма объема воздушных ящиков - 10% валового объема спасательной шлюпки, и составляет 28 л на одного человека. У моторных спасательных шлюпок имеется дополнительный объем воздушных ящиков. Он соответствует весу механизмов за вычетом силы поддержания, соответсвующей числу людей, на которое пассажировместимость моторной шлюпки ниже.

\r\n
\r\n

Для компенсации веса самой шлюпки установлены следующие нормы: на 1 кг стали принимается 1 л воздушного отсека, на 1 кг алюминиевого сплава 0,76 л, на 1 кг пластических труб, не считая пенопластов и других заполнителей, 0,2-0,3 л. Длина встроенных (или съемных) воздушных отсеков не должна превышать 1,2 м. Тогда при повреждении одного из них сохраняется достаточный запас плавучести.
Обеспечение плавучести спасательных шлюпок неразрывно связано с сохранением ими остойчивого положения. Современные правила требуют, чтобы при размещении половины людей на штатные места по одну сторону от диаметральной плоскости надводный борт шлюпки был не менее 1/10 высоты борта.
Открытые спасательные шлюпки сохраняют положительную остойчивость в полностью заполненном состоянии, когда уровень воды достигает планширя.
Существенным недостатком открытых спасательных шлюпок является их заливаемость и плохая защита обитателей от экстремальных температур и атмосферных осадков. При качке и ветре сложно устанавливать защитные закрытия.
Закрытые шлюпки имеют в этом определенные преимущества. Однако в случае их опрокидывания спасающиеся попадают в совершенно безнадежное положение. Современные суда все чаще оборудуются закрытыми самовосстанавливающимися спасательными шлюпками. Возвращение перевернутой спасательной шлюпки в нормальное рабочее положение осуществляется двумя способами - пассивным и активным. В первом случае способность самовосстановления достигается за счет отрицательной начальной остойчивости шлюпки в перевернутом состоянии или в результате сохранения некоторого восстанавливающего момента, что реализуется конструктивно приданием жесткому закрытию шлюпки цилиндрической формы, или некоторой асимметрии надстройке. Можно увеличить опрокидывающий момент за счет дополнительного объема плавучести, поднятого над палубой. При любом способе восстановления предполагается, что люди пристегнуты к сиденьем ремнями и не изменяют своего положения.
Наиболее распространенным способом обеспечения активного самовосстановления является система с перетоком жидкости из днищевого балластного отсека в несимметричный бортовой. Таким образом, достигается перемещение центра тяжести шлюпки в направлении крена и увеличение опрокидывающего момента. Шлюпки с активным самовосстановлением значительно быстрее возвращаются в нормальное положение, примерно за 90 секунд. 

Login to post comments
back to top
    \r\n
      \r\n
        \r\n
      • Facebook
      • \r\n
      • Twitter
      • \r\n
      • Google+
      • \r\n
      • VK
      • \r\n
      • RSS
      • \r\n
      \r\n
    \r\n