Рейтинг@Mail.ru
Menu
RSS


Шлюпбалки

По требованию Кодекса ЛСА каждое спусковое устройство для спуска спасательных шлюпок и плотов должно быть устроено так, чтобы обеспечить безопасный спуск их с полным снаряжением и комплектом людей при дифференте до 10 градусов и крене до 20 градусов на любой борт. Если у судна конечный угол крена более 20 градусов (танкера, газовозы), спусковые устройства для спасательных шлюпок на накрененном борту судна должны иметь возможность спуска при таких значениях угла крена.

\r\n
\r\n

Спуск коллективного спасательного средства либо дежурной шлюпке должен обеспечиваться с помощью силы тяжести или накопленной механической энергии, не зависящей от судовых источников энергии. Спуск шлюпки или плота на воду и их освобождение от шлюпочных талей должны быть по силам одному человеку.
Спусковое устройство для спасательной шлюпки должно обеспечить подъем спасательной шлюпки с ее командой.
На современных судах для спуска шлюпок и плотов применяются спусковые устройства следующих видов:
- спусковое устройство с лопарями и лебедкой;
- устройство для спуска методом свободного падения;
- разобщающее устройство для свободного вплытия.
Спусковыми устройствами с лопарями и лебедкой являются шлюпбалки и кранбалки. Всем перечисленным основным требованиям в наибольшей степени удовлетворяют гравитационные шлюпбалки. Они и являются наиболее распространенным видом спусковых устройств в настоящее время.
Гравитационные шлюпбалки бывают скатывающиеся, склоняющиеся и шарнирные.
Скатывающаяся шлюпбалка размещена на двух палубах (ростровые шлюпбалки). На стреле шлюпбалки укреплены катки, которые при вываливании перемещаются по направляющей. После того как первый каток попадает на криволинейную часть направляющей, движение становится вращательно-поступательным. Скатывающиеся шлюпбалки наиболее широко использовали на пассажрских судах. Располагали их над прогулочной палубой. Может применяться подпалубный вариант скатывающейся шлюпбалки на высокооборотных судах при размещении шлюпок в нишах.
Склоняющаяся шлюпбалка наиболее сложна по конструкции. Вываливание за борт и установку ее в положение по-походному обеспечивают две L-образные станины, установленные на фундаментах. Каждая станина состоит из двух стальных боковин швеллерного профиля, сваренных между собой полками одна к другой с некоторым просветом.
По полкам станины на катках может перемещаться изогнутая шлюпбалка. На ноке шлюпбалки закреплена упорная коробчатая подвеска с отверстием, в которое входит рог, приваренный к шлюпболке на уровне отверстия подвески.
При установки шлюпки в положение по-походному рог входит в проушину вертлюжной подвески подвижного одношкивного блока шлюп-талей. При спуске шлюпки блок соскакивает с рога только тогда, когда шлюпбалка вывалена за борт. Таким образом, предупреждается преждевременный вертикальный спуск шлюпки.
С боков на ноке шлюпбалки на общий нагель насажены металлические одношкивные блоки для проводки лопаря шлюп-талей. Для этой же цели врезаны в станину два стальных шкива, и приварен к палубному фундаменту у бортового основания станины отводной блок. Такие же блоки установлены на палубе.
Шлюпка подвешена к подвескам шлюп-талей посредством скоб и овальных звеньев. Крепление шлюпки по-походному обеспечивается обтянутым лопарем шлюп-талей и стопором с винтовым шпинделем, приводимым в действие маховиком. Муфта винта может проворачиваться вокруг горизонтальной оси. Осусканием маховика вниз гак стопора заводится за упор на шлюпбалке и удерживается в этом положении крюком, наброшенным сверху на муфту винта. Крюк соединен с основанием станины специальной стяжкой.
Гравитационные шлюпбалки одно- и двухшарнирные получили широкое распространение на судах. Они просты по конструкции и надежны в эксплуатации, так как не имеют направляющих полок и катков, движение которых может тормозиться из-за обмерзания, загрязнения и коррозии.
Одношарнирная шлюпбалка нижним концом прикреплена к палубе шарниром, обеспечивающим поворот ее вокруг горизонтальной оси под действием силы тяжести шлюпки.
Для прижатия шлюпки к борту судна на время посадки людей со шлюпочной палубы оснащают подтягивающими устройствами различных конструкций.
В конструкциях многих шлюпочных устройств предусмотрены подтягивающие устройства, автоматически прижимающие шлюпку к борту, когда при спуске она окажется на уровне ботдека.
Шлюпочные лебедки используют для спуска и подъема спасательных шлюпок. На судах отечественной постройки применяют электрические лебедки. 
Шлюпбалки снабжают топриком с прикрепленными к нему двумя спасательными шкентелями с мусингами такой длины, чтобы они доставали до воды при наименьшей осадке судна и крене его не менее 20 градусов на любой борт. Во избежание перенапряжения лопарей шлюпбалок имеются ограничители, автоматически отключающие питание двигателя лебедки прежде, чем стрелы шлюпбалок дойдут до упоров. 

Login to post comments
back to top
    \r\n
      \r\n
        \r\n
      • Facebook
      • \r\n
      • Twitter
      • \r\n
      • Google+
      • \r\n
      • VK
      • \r\n
      • RSS
      • \r\n
      \r\n
    \r\n