Рейтинг@Mail.ru
Menu
RSS


Организация жизнеобеспечения в спасательных средствах

Известный французский врач Ален Бомбар, в качестве эксперимента пробыл в океане 65 суток (19.Х. - 23.XII.1952 г.) на надувной плоскодонной лодке длиной 4,65 м и шириной 1,9 м, оснащенной маленькой мачтой, небольшим парусом и парой весел. При выходе он не взял с собой никаких запасов.
За время плавания Бомбар похудел на 25 кг, нажил серьезную анемию (малокровие), перенес двухнедельный кровяной понос, дважды едва не терял сознание, один раз был на волосок от смерти, лишился всех ногтей на пальцах ног, мучился от сыпи и прыщей на теле. Кроме того, после завершения плавания, он вынужден был заново учиться ходить. Но зато он победил океан, показав тем самым, как можно и нужно бороться за свою жизнь.

\r\n
\r\n

Организация жизни на спасательных средствах имеет очень важное значение для выживания. Знание, как и умение, справиться с такой задачей есть одна из главных обязанностей командира спасательного средства. Идеальным случаем является тот, при котором командир шлюпки (старшина плота) объединяет в себе формальное и неформальное лидерство. 
В этом случае необходимый эффект управления коллективом (спасающимися) достигается меньшими усилиями. Существенно ослабляются предпосылки конфликтности, что особенно важно в экстремальных условиях. 
В реальной жизни это бывает далеко не всегда. В этом случае командиру следует использовать возможности неформального лидера, осуществляя руководство через него или вместе с ним.
Далеко не все люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, способны к активным и целесообразным действием. По данным специальных исследованием 50-75% потерпевших оказываются в состоянии ошеломления и психологического или физиологического стресса, оставаясь относительно спокойной, но малоактивной массой коллектива.
У 12-25% наблюдаются истерические реакции, которые проявляются в сильном возбуждении, беспорядочных действиях или, наоборот, в заторможенности, подавленности, безразличии к происходящему, полной неспособности к действиям.
И только 12-25% сохраняют самообладание, быстро оценивают обстановку и действуют решительно и разумно. Именно на эту активную часть людей в первый момент необходимо возложить обязанности по оказанию помощи нуждающимся и осуществлению других необходимых операций.
Нервный стресс - состояние временное и через определенный промежуток времени подавляющее большинство людей успокаиваются, начинают адаптироваться к новым условиям. Тогда и они могут и должны быть подключены к деятельности по сохранению жизни и здоровья. Моральный фактор имеет доминирующее значение среди всех остальных факторов выживания.
Ален Бомбер, изучив историю кораблекрушений, пришел к неожиданному для него выводу (что и толкнуло его на эксперимент): большинство из людей потерпевших в море аварию и оказавшихся в шлюпке, погибли не от голода и не от жажды, а от страха перед голодом и жаждой, от страха перед грозным океаном и неизвестностью. Гибли, как правило, люди слабовольные, потерявшие надежду на спасение.
Под факторами выживания понимается комплекс причин субъективного и объективного характера, обуславливающих исход автономного существования.
При организации спасающихся на шлюпке или плоту с точки зрения повышения шансов на выживание командир должен считать с самого начала, что в спасательном средстве возможно придется находиться долго. Исходя из этого и планировать дальнейшие, после первоочередных, действия. При плавании на спасательных средствах в открытом море нужно соблюдать два основных правила: всем спасательным средствам необходимо держаться вместе, будучи соединенными фалинями, и находиться у места гибели судна. Это связано с тем, что у людей будут искать именно в этом районе. Ведь еще до оставления экипажем гибнущего судна в эфир передается сигнал бедствия с указанием координат кораблекрушения. Не следует покидать район гибели судна, если нет реальной и обоснованной надежды достичь берега. Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя. Он может понадобиться для оказания помощи плотам или шлюпкам без двигателя или для удержания шлюпки носом на волну.
Командир должен организовать оказание первой помощи (если необходимо), произвести учет и надежное хранение запасов воды и пищи, принять решение о нормах их расходования. Необходимо с первых же минут нахождения в спасательном средстве организовать защиту людей от холода и жары. Привести в порядок само спасательное средство - шлюпку или плот: если жарко, натянуть тент, обеспечив сквозную вентиляцию; можно смочить тент и одежду водой. В плоту можно не надувать днище, чтобы контакт с водой был ближе.Если холодно, удалить воду из спасательного средства, в случае ее попадания туда, осушить днище, выкрутить одежду и переодеваться в сухую при наличии, плотно закрыть (завязать) все отверстия, оставив только вентиляционные.
Днище в плоту надуть как можно лучше для уменьшения контакта с холодной водой. Приготовить к использованию пиротехнические средства сигнализации. Хотя бы один фальшфейер нужно привязать на весло (шест), для улучшения видимости при использовании в условиях волнения. Пиротехнические средства использовать только тогда, когда в пределах видимости появится судно или самолет. Очевидно, что применение пиротехники днем менее эффективно, чем в темное время суток, за исключением дымовых шашек, применять которые ночью вообще не имеет смысла.
Весьма эффективным средством для привлечения внимания служит гелиограф. Его можно применять и в лунную ночь, но яркость светового "зайчика" будет существенно ниже.
Приводится в действие радиобуй спутниковой системы поиска и спасания, если он не был сброшен экстренно на воду (и значит уже в работе), а взят с собой. Также необходимо развернуть шлюпочную радиостанцию и послать в эфир сигнал бедствия, повторяя эту операцию периодически. Включается транспондер (радиолокационный активный отражатель), если имеется или выставляется пассивный радиолокационный отражатель.
В любую погоду спасательные средства необходимо периодически проветривать. Для проветривания закрытых спасательных шлюпок достаточно на некоторое время поднять с обоих бортов крышки входных люков. Для проветривания подтентового пространства спасательных плотов открыть шторы обоих входов.
Умелые уверенные действия командира, его самообладание и хладнокровие окажут неоценимую услугу в поддержании жизнеспособного климата в экипаже.
Нужно помнить, что безделье переключают человека на собственные мысли и переживания, приводит к унынию, ослаблению воли к борьбе за выживание и, в конечном счете, к уменьшению вероятности выживания. Поэтому людей нужно чем-нибудь занять - такелажными работами, рыбной ловлей, приведением в порядок одежды, рассказами и т.д.
Любыми средствами поддерживать в людях веру в то, что нас ищут, найдут и спасут. Всей силой командирской власти и авторитета не допускать возникновения конфликтов, а вспыхнувшие решительно пресекать.
Командир должен довести до сознания каждого простую, но в этих условиях основополагающую мысль: жизнь продолжается до тех пор, пока не потеряна вера в спасение.
В условиях выживания жизненной установкой каждого должно быть: "Если мне суждено погибнуть, то пусть это случится как можно позже, а за это время должна и может прийти помощь". 

Login to post comments
back to top
    \r\n
      \r\n
        \r\n
      • Facebook
      • \r\n
      • Twitter
      • \r\n
      • Google+
      • \r\n
      • VK
      • \r\n
      • RSS
      • \r\n
      \r\n
    \r\n