Рейтинг@Mail.ru
Menu
RSS


Особенности пожаров в грузовых трюмах

Пожары в трюмах сухогрузных судов зависят от степени горючести грузов, характера их укладки в грузовом помещении и других технологических особенностей.
Общей закономерностью пожаров в трюмах, загруженных генеральными или навалочными горючими грузами, является их медленное развитие с сильным замедлением из-за ограниченности газообмена, особенно, при закрытых верхних крышках. При полуоткрытых грузовых люках скорость распространения горения в трюме 0,17...0,20 м/мин.

\r\n
\r\n

При плотной укладке грузов и небольшой площади приточных вентиляционных отверстий эта скорость может быть значительно ниже и наоборот, при открытых грузовых люках скорость может быть выше, особенно, при наличии в трюме открытых поверхностей легкогорючих веществ и материалов (жидких или твердых). Наиболее высокая скорость распространения горения бывает при разлитых в трюме легко воспламеняющихся жидкостей. Она может достигать 6,0 м/мин и более, это целиком зависит от степени вентилируемости трюма. Например, для сгорания 1 кг бензина необходимо 6,11 м3 воздуха, нефти 11,8 м3, керосина 11,3 м3, этилового спирта 6,95 м3. Для сравнения: 1 кг хлопка для полного сгорания требует 3,95 м3 воздуха.
Ограждающие конструкции трюма (переборки, палубы) обладают хорошей теплопроводностью, что приводит к распространению горения в смежные помещения, даже, если они отделены сплошными, без проемов и отверстий, переборками. Особенно быстро прогреваются палубы, расположенные над восходящими продуктами горения или пламенем. Стальные внутренние переборки 3-5 мм через 10-15 минут свободного горения могут нагреться до температуры 350-450 градусов Цельсия, при которой самовоспламеняются такие горючие материалы как фанера, доски, клей органического происхождения, многие ткани и другие материалы. Трюмный пожар по этой причине может перейти в надстройку, как это имело место на т/х "Партизан Боневур".
Основной трудностью в борьбе с трюмными пожарами является необходимость обнаружения точного места расположения очага горения в массе груза и подступов к нему для обеспечения эффективности подаваемых средств тушения.
При перевозке горючих жидкостей, сжатых и сжиженных газов, а также некоторых твердых веществ, способных выделять горючие газы, в трюме возможно образование взрывоопасных смесей, после чего возможен взрыв. Однако, возникновение взрывоопасной ситуации в трюме не исключено и в процессе уже начавшегося пожара. В результате взрыва, как правило, разрушаются люковые закрытия трюмов и внутренние переборки, реже нарушается целостность палубы и еще реже бортовая обшивка.
При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров опасных грузов необходимо учитывать рекомендации международного морского кодекса по перевозке опасных грузов (IMDG-CODE) и национальных правил. Особенно это важно для веществ, способных опасно взаимодействовать с водой, когда подача ее (а также пены, пара) не только не даст эффекта тушения, но чаще наоборот приводит к образованию в трюме взрывоопасных и/или ядовитых концентраций атмосферы.
Выбор огнегасительных средств при перевозки опасных грузов, расчет требуемой интенсивности их подачи следует произвести в процессе подготовки судна к рейсу, отразив соответственно в карте корректуры оперативного плана. При необходимости запас средств тушения и предметов, обеспечивающих работу экипажа, должен быть выполнен.

Login to post comments
back to top
    \r\n
      \r\n
        \r\n
      • Facebook
      • \r\n
      • Twitter
      • \r\n
      • Google+
      • \r\n
      • VK
      • \r\n
      • RSS
      • \r\n
      \r\n
    \r\n