Рейтинг@Mail.ru
Menu
RSS


Пожары грузовых трюмов наливных судов

Пожары в жилых, служебных, складских и других помещениях наливных судов не имеют принципиальных отличий от пожаров в аналогичных помещениях судов другого назначения. Пожары в грузовых танках имеют свою особенность и требуют, для успешной их локализации и тушения, специфических приемов и методов, которыми должен владеть экипаж танкера.

\r\n
\r\n

Факельное горение. В начальный период возникновения факельного горения паров (газов), выходящих из горловин люков, неплотностей, деформированных трубопроводов и других отверстий при разгерметизации емкостей с горючими жидкостями (ГЖ), пожар можно ликвидировать перекрыв пути выхода паров с помощью люковой крышки, покрывал, брезента, либо произвести отрыв пламени с помощью водяных струй или подачи инертного газа. 
Следует иметь ввиду, что факельное горение, если не будут приняты меры по его тушению, может закончиться взрывом паро-воздушной смеси в танке, так как в процессе факельного горения в танке образуется вакуум и туда подсасывается воздух.
Горение в пределах корпуса судна. Возникает оно после взрыва паро-воздушной смеси, частичного вскрытия верхней палубы и разрушения внутренних переборок грузовых танков. При этом вероятность взрыва пустого, но не дегазированного, танка значительно выше чем загруженного, где надгрузовое пространство практически полностью заполнено парами ГЖ - их концентрация значительно выше верхнего предела взрываемости. Эффект и вероятность взрыва порожнего танка будет примерно в 20 раз больше, чем заполненного.
Пожары этого выда тушат с помощью воздушно-механической пены низкой и средней кратности. При этом количество стволов (интенсивность пеноподачи) должно быть определено в зависимости от площади пожара и вида ГЖ. Одновременно с тушением должны быть приняты меры по защите соседних танков, надстройки и других палубных устройств с помощью водяных устройств или другим способом.
Если мощности судовых средств пожаротушения не обеспечивают требуемой интенсивности подачи, капитан должен организовать защиту соседних помещений (устройств, сооружений) судна, а для тушения прибегнуть к помощи других судов, береговых подразделений пожарной охраны.
В особо сложных случаях, при явной угрозе взрыва в других грузовых танках и недостаточности (или отсутствии) у судна средств активной борьбы за живучесть, капитан должен принять меры по эвакуации экипажа.
Капитан, лицо его заменяющее в роли руководителя пожарного отряда, должны помнить, что горению жидкости в танках в течение продолжительного времени свойственны явления вскипания и выброса горючей жидкости с разбросом их на значительное расстояние на судне, прилегающие береговые сооружения и водную акваторию. Средняя температура в грузовых танках в этих случаях может достигать 1100 градусов Цельсия. При этом больше подвержены вскипанию темные нефтепродукты (типа мазут) и сырая нефть.
Горение в танках и на поверхности воды. Это наиболее сложный вид танкерных пожаров: резко увеличивается площадь горения, воздействию высокой температуры подвергается значительная часть корпуса судна.
Экипаж танкера, за редким исключением, не в состоянии своими силами вести борьбу с такими пожарами. Основной задачей экипажа в этих случаях, в зависимости от обстановки, является:
- прекратить или хотя бы уменьшить интенсивность поступления горючей жидкости за борт (в очаг горения);
- развернуть судно так, чтобы вытекающую горючую жидкость и очаг пожара ветром относило в сторону, то есть, чтобы "чистым" был хотя бы один борт (корма);
- организовать защиту неповрежденных танков и надстройки от проникновения горения (взрывов);
- подготовить спасательные средства на случай оставления судна при ухудшении ситуации.
Тушение разлившейся на воде горючей жидкости проводится, в основном, с помощью водяных струй, обеспечивающих интенсивное перемещение поверхностного слоя водной акватории. В мировой практике известны случаи самотушения горящей нефти на поверхности штормящего моря (например, танкер "Уорлд Глори" дедвейтом 45000 тонн под либерийским флагом).

Login to post comments
back to top
    \r\n
      \r\n
        \r\n
      • Facebook
      • \r\n
      • Twitter
      • \r\n
      • Google+
      • \r\n
      • VK
      • \r\n
      • RSS
      • \r\n
      \r\n
    \r\n