Рейтинг@Mail.ru
Menu
RSS


Тушение пожаров в машинных помещениях

Машинные помещения - наиболее важный для жизнеобеспечения судна отсек, ввиду чего фактор времени для принятия первоочердных активных действий по локализации очага горения здесь приобретает исключительное значение. Главной задачей первоочередных действий является: локализовать или хотя бы сдержать развитие горения до задействования основных сил и средств борьбы с пожаром.

\r\n
\r\n

Первоочередные действия. Сообщив на мостик вахтенному помощнику о случившемся, машинная вахта обязана немедленно задействовать первичные средства пожаротушения, выбирая наиболее эффективные из них в зависимости от характера очага пожара, как например:
- при горении разлившейся горючей жидкости - пенные огнетушители и передвижные пенные установки повышенной вместимости, переносной пенный комплект, если водопожарная магистраль под давлением;
- углекислотные и порошковые огнетушители и установки, если в очаге горения находятся электрические устройства под напряжением;
- покрывала - при горении в емкостях с ограниченными размерами и т.п.
По мере накапливания сил, с увеличением количества задействованных первичных средств, готовятся и вводятся пенные стволы системы пенотушения.
При нахождении в зоне горения механизмов их необходимо остановить, перекрыв подачу топлива.
Электрооборудование аварийного участка необходимо отключить, кроме освещения, если оно не усиливает горение. Полное обесточивание машинного отделения производится по решению капитана, либо лица, заменяющего его.
Активный способ тушения. Прямое воздействие огнегасительных средств на очаг горения при правильном выборе места их подачи и обеспечении необходимой интенсивности, способно в короткое время и с наименьшими потерями локализировать, а затем и ликвидировать горение. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- ввод огнегасительных средств следует начинать с ближайшей кромки фронта пламени, а при горении на вертикальных или наклонных поверхностях подачу струй воды или пены подавать на верхние участки с тем, чтобы, стекая вниз, они тушили или охлаждали эти поверхности;
- после задействования достаточного количества стволов и наличия резерва, рекомендуется рассмотреть вопрос о вентилировании машинного отделения с тем, чтобы, не допуская развития горения по пути движения воздушных потоков, обеспечить видимость и обитаемость в помещении, а подачу средств тушения производить непосредственно в очаг горения, а не "на дым";
- если пожар возник в том отсеке машинного отделения, где размещены основные насосы водопожарной системы, работу которых пришлось прекратить, необходимо нормировать нагрузку аварийного насоса, не допуская ее выше технических возможностей насоса, так как это приводит к общему снижению напора у стволов, что может отрицательно сказаться на всем процессе пожаротушения.
Объемное пожаротушение. В зависимости от конкретно складывающейся обстановки, если присутствует прямое воздействие на очаг горения средств активного тушения невозможно или затруднено настолько, что они не дают ожидаемого эффекта, он принимает решение на применение объемного способа тушения.
Для успешного тушения этим способом необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- остановить путем перекрытия подачи топлива и обесточивания электропитания работу всех механизмов в отсеке машинного отделения, готовящемся к заполнению средством объемного тушения;
- вывести людей из аварийного отсека;
- произвести герметизацию помещения;
- выполнить другие меры, указанные в эксплуатационной инструкции объемной системы;
- произвести пуск огнегасительного агента в количестве, указанном на станции.
В процессе подачи огнегасительного агента вести наблюдение по периметру аварийного отсека и по выходящему дыму установить места имеющихся неплотностей и принять меры по их устранению.
На время выдержки (не менее 2-х часов) установить температурный контроль за прогревом переборок и палуб, особенно в местах отсутствия изоляции. При обнаружении значительного прогрева следует организовать охлаждение этих мест.
Если обстановка требует сокращения времени выдержки и при наличии у судна возможностей, может быть организована разведка в аварийное помещение путем направления туда не менее 2-х членов аварийной партии, наиболее подготовленных и знающих внутреннее расположение машинного отделения. Они должны быть в снаряжении пожарного и обязательно в автономных дыхательных аппаратах со страховочными тросами и средствами освещения. Для обеспечения их безопасности с внешней стороны у входа в аварийное помещение должны находиться в состоянии готовности к входу в аварийное помещение еще два человека.
По окончании необходимой выдержки или с получением разведывательных данных об отсутствии горения, машинное отделение должно быть провентилировано. Направлять людей без противогазных аппаратов следует только после проведения газового анализа в отсеке.
Общие рекомендации. В обоих вариантах тушения, при обнаружении значительных прогреров палубного настила над машинным отделением, следует рассмотреть возможность создания 15-20-ти сантиметрового слоя воды в помещениях, особенно небольших по площади.
В течение всего процесса пожаротушения, особенно при подаче значительного количества воды внутрь машинного отделения, необходимо вести наблюдение за накренением судна и принимать меры по его спрямлению.
При одновременной работе в одном помещении водяных и пенных стволов необходимо избегать разрушающего воздействия воды на пену.

Login to post comments
back to top
    \r\n
      \r\n
        \r\n
      • Facebook
      • \r\n
      • Twitter
      • \r\n
      • Google+
      • \r\n
      • VK
      • \r\n
      • RSS
      • \r\n
      \r\n
    \r\n