Рейтинг@Mail.ru
Menu


Прибыль, ее экономическое содержание, виды и методы определения

Прибыль как экономическая категория являет собой чистый доход, созданный в области материального производства в процессе предпринимательской деятельности. 
Прибыль - важнейшая категория рыночных отношений, она выполняет следующие функции:
Во-первыхопределяет экономический эффект, полученный в итоге деятельности предприятия. 
Значение прибыли является в том, что она отражает итоговый финансовый результат.

Выручка от реализации продукции, работ транспортных услуг

Реализация готовой продукции, выполненных работ, оказанных транспортных услуг позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия. 
Выручка от реализации продукции -сумма денежных средствполученных предприятием за произведенную продукциювыполненные работыоказанные услугиЭто главный источник средств для возмещения затрат и образования доходов предприятий.
Кроме выручки от реализации основной продукции предприятие может получать выручку от прочей реализации выбывших основных фондов, материалов и др., а также от внереализационных операций (сдача имущества в аренду, совместная деятельность, доходы по операциям с ценными бумагами и др.). 

Сборы и платы за услуги судам в морских портах

При заходах судов в порты с них взимается плата за различные сборы и услуги. Одни сборы носятобязательный характер, другие взимаются за оказанные услуги
К обязательным сборам относят корабельный, причальный и сбор за пожарную охрану. К платам за оказание судам услуги относят лоцманский сбор, плату за пользование буксиром, катерами и другими плавучими средствами.

Тариф и фрахт как цена морской перевозки

Цена на морском транспорте выражается тарифом или фрахтом.

Тариф устанавливают органы транспорта или соответствующие государственные органы. Тарифы являются обязательными для всех перевозчиков и фрахтователей, публикуются для общего сведения и действуют в течение длительного времени (несколько лет). 

Особенности ценообразования на морском транспорте

Продукция морского транспорта, также как и продукция любой другой отрасли, имеет свою определенную цену, в которую включаются затраты на транспортировку или транспортные затраты. Такие затраты формируют оптовую цену продукции. По ней предприятиями осуществляется реализация продукции потребителям. Поэтому любое изменение в транспортной сфере, будь-то цена на топливо или амортизационные затраты, влияет на на формирование цен, как оптовых, так и розничных цен во всех отраслях народного хозяйства.

Сущность, функции и система цен

В рыночной экономике цена выполняет три функции

Во- первых, она даёт информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов. 
Во-вторыхстимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. 
И, в третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике - распределение доходов между ее участниками. 
Хотя система цен очень сложна, все цены можно свести к трём основным видам - "договорные", "государственные" и "мировые".

Основные факторы повышения эффективности капитальных вложений

Основными факторами повышения эффективности капитальных вложений являются:

- тщательное технико-экономическое обоснование строительства нового объекта (судна, сооружения) и принимаемых проектных решений;

- правильное планирование капитальных вложений,концентрация их на важнейших объектах строительства;

Сравнительная экономическая эффективность

Если возникает необходимость сопоставить варианты хозяйственных или технических решений, размещения предприятий и их комплексов, выбрать взаимозаменяемую продукцию, сравнить вариант строительства нового или реконструкцию действующего предприятия рассчитывают сравнительную экономическую эффективность капитальных вложений и выбирают наилучший результат.

Определение экономической эффективности капитальных вложений

Экономическую эффективность капитальных вложений определяют по стоимостным показателям(удельные капитальные вложения, себестоимость),сроку окупаемостидополнительным натуральным показателям (расход топлива, электроэнергии, сырья, стоимость основных производственных фондов на единицу продукции).

Источники капитальных вложений

Источниками капитальных вложений для предприятий: 

- по строительству новых и расширению действующих предприятий - собственные средства заказчиков и бюджетные ассигнования,

- по техническому перевооружению и реконструкции судов, причалов и других производств - средства фонда развития производства, науки и техники; 

- по объектам непроизводственного назначения средства фонда социального развития. 

Основные пути повышения экономической эффективности капитальных вложений

Основные пути повышения экономической эффективности капитальных вложений на морском транспорте: 

1. сокращение сроков строительства

2. недопущения распыления средств по многочисленным объектам, сосредоточение капитальных вложений, материальных и трудовых ресурсов на наиболее важных пусковых объектах и реконструкционных работах; 

3. широкое применение типовых проектов отдельных сооружений, совершенствование проектирования, отражение в проектах новейших достижений науки и техники; 

4. совершенствование планирования капитального строительства и снижение себестоимости сооружений.

Понятия, роль, задачи капитального строительства

Капитальное строительство - это процесс расширенного воспроизводства основных фондов морского транспорта. Главной задачей капитального строительства является обеспечение планомерного наращивания производственных мощностей морского транспорта как путем сооружения и ввода в действие новых основных фондов, так и путем реконструкции и расширения действующих основных фондов. 

Инвестиционная деятельность

Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации, руководство которой отдает приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. 
С позиции управленческого персонала компании инвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным основаниям. 

Затраты по производственным фондам

Затраты по производственным фондам – являются составной частью транспортных издержек.
Основные фонды, расходуемые в производственном процессе, переносят свою стоимость на продукт труда постепенно, частями, по мере своего износа. Поэтому затраты основных фондов входят в себестоимость в виде амортизационных отчислений, которые представляют собой долю стоимости этих фондов.
Оборотные фонды полностью переносят свою стоимость на продукт труда и поэтому стоимость израсходованных в производственном процессе топлива, сырья, материалов и др. учитывается полностью.
К оборотным фондам морского транспорта относятся: топливо, материалы, малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь.

Калькуляция транспортных издержек судна

Транспортные издержки судна – совокупные затраты, связанные с производственными услугами,представленными судовладельцем с целью перевозки грузов или пассажиров.

Расходы делятся на:
прямые расходы - учитываются и планируются по каждому судну, (прямые эксплуатационные)
косвенные расходы могут планироваться и учитываться только по предприятию в целом, а затем распределяться между судами для определения полной суммы затрат по содержанию каждого судна (распределяемые расходы).

Транспортные издержки судна

Транспортные издержки судна – совокупные затраты, связанные с производственными услугами,представленными судовладельцем с целью перевозки грузов или пассажиров.

В системе финансового планирования, учета, контроля и отчетности транспортные издержки судна отражаются в виде расходов судна, в совокупности представляющие себестоимость транспортной продукции, выражающейся в денежной форме.

Себестоимость морских перевозок

Процесс транспортировки грузов, как и всякий производственный процесс, связан с затратами живого и овеществленного труда. Размер этих затрат (в денежном выражении), приходящихся на единицу выполненной морским транспортом работы, называется себестоимостью транспортировки грузов.

Затраты на транспортировку грузов складываются из трех частей: затрат на погрузку в порту отправления,перевозку и разгрузку в порту назначения. 

Себестоимость как комплексный экономический показатель

Стоимость продукции - совокупные затраты общественного труда на производство продукции, выраженные в денежной форме. 
Стоимость продукции включает в себя три составные части 
С+ V + т
где С - стоимость израсходованных средств производства,   воплощающих в себе прошлый труд; 
V - стоимость вновь затраченного труда; 
т - прибавочная стоимость - чистый доход общества.

Издержки предприятия, их сущность и структура

Издержки предприятия - это денежное выражение использования производственных факторов для выпуска и реализации продукции, оказания услуг.

В рыночной экономике различают явные (бухгалтерские)временные и безвозвратные издержки

Явные издержки предприятия - денежные расходы на оплату труда, приобретение сырья и материалов, амортизацию основных фондов и другие, необходимые для осуществления производства и реализации продукции. Поскольку они рассчитывайся на основе финансовых отчетов, их называют еще бухгалтерскими. Совокупность всех явных издержек образует себестоимость продукции, а разница между ценой реализации и себестоимостью - прибыль.

Доход, прибыль, рентабельность

Основной источник формирования внутренних источников финансирования – доход предприятия,состоит из элементов:
- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг;
- реализация материальных ценностей и собственного имущества;
- доходы, полученные от внереализационных операций (доходы по акциям и паям других предприятий).

Финансовые результаты деятельности предприятия

Финансовая деятельность предприятия включает в себя отношения, которые складываются внутри самого предприятия между ним и другими субъектами хозяйственной деятельности в процессе его функционирования по следующим элементам: 
- источники формирования финансовых средств предприятия;
- направления и формы финансирования;
- структура капитала.

Оборотные средства предприятия

Оборотные средства предприятия – совокупность денежных средств авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.

Оборотные производственные фонды – предметы труда, которые потребляются целиком в течении одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на произведенную продукцию. (Материалы, топливо, малоценный и быстроизнашивающийся материал, запчасти и др.).

Основные производственные фонды

Основные производственные фонды – это средства труда (суда, перегрузочное оборудование, производственные здания, сооружения, машины и др.), которые в течение длительного времени многократно участвуют в процессе производства, сохраняя натуральную форму, и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт постепенно, частями, по мере износа.

Основные производственные фонды характеризуют экономический потенциал каждого предприятия и отрасли в целом, их производственную мощность.

Понятие и структура производственных фондов

Предприятия морского транспорта имеют в своем владении и распоряжении средства производства, образующие материально-вещественную основу их хозяйственной деятельности.

В совокупности средства производства составляют производственные фонды, которые в зависимости от роли в производственном процессе и способа перенесения стоимости подразделяются на основные и оборотные средства.

Пути улучшения использования основных фондов

Улучшение использования основных фондов является важным резервом повышения эффективности работы морского транспорта.

Для повышения эффективности использования основных фондов необходимо повышение степени их загрузки, особенно их активной части, обновление фондов (об этом можно судить по изменению вышеназванных коэффициентов), использование прогрессивного оборудования, современных технологий и квалифицированных работников.

Стоимостные показатели использования основных фондов

Первая группа - показатели, позволяющие судить о степени использования основных фондов:

1. Показатель фондоотдачи (Ф0)
, т.е. сколько приходится продукции в денежном выражении на 1000 грвн. основных производственных фондов. Он определяется по следующей формуле:
Фо = Ог / Фос
где Ог - стоимость товарной или нормативной чистой продукции, произведенной за год, грвн; 
Фос - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, грвн.

Показатели использования основных фондов

Использование основных фондов морского транспорта выражается натуральными и стоимостными показателями.

Натуральные показатели.
Использование флота по времени характеризуется: коэффициентами использования календарного периода, ходового и стояночного времени, средней продолжительностью эксплуатационного периода, средневзвешенной продолжительностью рейса. 

Ремонт основных фондов

Основными формами восстановления в работоспособном состоянии основных фондов как носителей потребительной стоимости являются ремонт, модернизация, обновление.
Необходимость ремонта основных производственных фондов связана с тем, что они обладают сравнительно продолжительным сроком жизни, в течение которого важно поддерживать их в работоспособном состоянии. Это достигается посредством профилактических мероприятий (чистка, смазка) или ремонта.

Сущность и состав основного капитала

Основной капитал - это денежная оценка основных фондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. В этой связи фонды переносят свою стоимость на производимый продукт по частям. В соответствии с действующей классификацией в состав основных фондов входят объекты: производственного и непроизводственного назначения. 

Качественные показатели работы флота

Эксплуатационные показатели работы флота (судна) включают абсолютные и относительные. Эти показатели подразделяют на количественные и качественные, плановые и отчетные. Устанавливаемые в планах эксплуатационные показатели служат для контроля, учета и анализа выполнения планов.

Качественные показатели рассчитывают: за рейс, месяц, квартал, год; для судна, группы судов и флота; по перевозкам отдельных грузов и по группам однородного груза; по видам плавания и типов судов; по отдельным линиям и направлениям, группе линий, направлений. Совокупность перечисленных показателей, позволяющих всесторонне характеризовать качество работы флота, часто называют системой эксплуатационных показателей работы флота.

Количественные показатели работы флота

Эксплуатационные показатели работы флота (судна) включают абсолютные и относительные. Эти показатели подразделяют на количественные и качественные, плановые и отчетные. Устанавливаемые в планах эксплуатационные показатели служат для контроля, учета и анализа выполнения планов.

На основе эксплуатационных показателей рассчитывают провозную способность судна, тоннаж, требующийся для выполнения заданного объема перевозок, себестоимость перевозок.

Особенности производственного процесса на морском транспорте

Морской транспорт – внутренне организованная производственно-хозяйственная система. Состоит из взаимосвязанных подсистем, входит в систему более высокого порядка – ЕТС страны и в процессе функционирования взаимодействует с др. видами, внешними по отношению к ЕТС страны, системами в нутрии страны и в мировом судоходстве.
Сложность внутренних и внешних связей системы «морской транспорт» определяет необходимость соответствующего хозяйственного механизма управления, отражающего специфику отрасли.

Технико-экономическая характеристика транспортного флота

Морской транспортный флот – совокупность судов, предназначенных для перемещения грузов и пассажиров по морским путям от порта погрузки до порта выгрузки (посадки – высадки).

К показателям, характеризующим состояние транспортного флота, относятся: число судов и тоннаж флота, структура флота по эксплуатационному назначению (специализация) судов, грузоподъемность и скорость, приспособленность для грузовых операций, возраст судов, уровень автоматизации, тип СЭУ.

Структура материально-технической базы морского транспорта

Материально-техническая база (МТБ) морского транспорта представляет собой совокупность вещественных элементов транспортного производства, прежде всего средств труда, а также общих материальных условий производства, в единстве с уровнем его организации и технологии.

Специфика транспорта определяет особенность структуры его МТБ – отсутствие сырья в составе материальных ресурсов.

Основные факторы, определяющие объем, структуру и направление перевозок

Основные факторы, определяющие объем, структуру и направление перевозок (схем движения):

- уровень промышленного и сельскохозяйственного производства в стране;

- размещение производительных сил по отдельным экономическим районам страны, внутрирайонные и межрайонные экономические связи;

- развитие отдельных видов транспорта и их размещение по территории страны;

Понятие грузопоток

Понятие грузопоток содержит комплексную характеристику морской перевозки:
- название товара или группы товаров;
- географическую направленность перевозок;
- общую массу груза за определенный период (год);
- сведения о партионности и сезонности предъявления;
- сведения о транспортном виде груза;
- сведения о режиме обеспечения груза в сохранном состоянии.

Понятие перевозок и их характеристики

Перевозка – объект деятельности транспорта.

Перевозка характеризуется:
- объемом, т, Q;
- грузооборотом, т-м, Ql;
- мощностью т/год, т-м/год;
- направлением;
- степенью равномерности (круглогодичные, сезонные, эпизодические);
- партионностью – количество груза, подлежащее отправлению одной партией на одном судне в адрес одного получателя;
- тарность (вид тары) – технологией транспортировки – транспортным видом груза

Особенности продукции морского транспорта

1. Продукция транспорта – «перевозка».

2. Продукция не отделима от процесса производства по времени. Процесс производства на морском транспорте – рейс.

3. Не имеет вещественной формы, однако измеряется в физических (натуральных ед. измерения) тоннах, количество пассажиров в чел. С учетом расстояния или дальности измеряется в т-милях, пасс.-милях. Существует особенная натуральная ед. измерения продукции приведенные тонно-мили.

Качество морских перевозок

Качество морских перевозок характеризуется уровнем сохранности грузов (безопасности пассажиров), регулярностью и сроком доставки, уровнем обслуживания.

Срок доставки грузов определяется общим временем с момента возникновения потребности в перевозке у отправителя до момента выдачи груза получателю.
Срок включает в себя время:
- ожидания возможности транспортировки ( в случае нерегулярности перевозок);
- время накопления в порту отправления необходимого размера отправки;

Характеристика продукции морского транспорта

Продукцией транспорта является перемещение – изменение пространственного бытия грузов или пассажиров.
Для обозначения продукции транспорта используется термин «перевозки».
Потребительная стоимость (полезность) любой продукции, в том числе, продукции транспорта, характеризуется количественно и качественно.
Количество производимых транспортом потребительных стоимостей определяется с помощью показателей объема перевозок и грузооборота.

Значение транспорта в народном хозяйстве

Общие требования к транспорту:

1. Своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

2. Относительное снижение транспортных издержек.
Транспорт ресурсоемкая отрасль. Доли транспорта в ОПФ – 13 %, в потреблении металла – 15 %, мазута – 25 %, на транспорте работает каждый 10-й из занятых в н/х рабочих и служащих.

Особенности транспорта как отрасли материального производства

Как отрасль материального производства транспорт существенно отличается от промышленности, сельского хозяйства и имеет ряд особенностей:

1. Транспорт - общее и необходимое условие всякого процесса производства материальных благ. Транспорт осуществляет перемещение товаров, созданных многочисленными предпринимателями в разных районах, из сферы их производства в сферу потребления.

Роль транспорта в общественном производстве

Транспорт – отрасль материального производства.

В  зависимости от выполняемых производственно-экономических функций транспорт подразделяется на внутрипроизводственныйобщего пользования и транспорт внепроизводственной сферы.

1. Внутрипроизводственный транспорт – обслуживает непосредственно процесс производства материальных благ, составляет неотъемлемый технологический элемент определенного производственного цикла.

Subscribe to this RSS feed
      • Facebook
      • Twitter
      • Google+
      • VK
      • RSS