Рейтинг@Mail.ru
Menu
RSS


Меры предосторожности при обслуживании паровых котлов

Предотвращение повреждений и аварий котлов
Повреждения поверхностей нагрева, разрывы труб и аварии котлов являются следствием:
- упуска воды;
- «простуды» (резкого охлаждения котла);
- перегрева металла котла;
- чрезмерного повышения давления пара при неисправностях предохранительных клапанов;
- неудовлетворительного качества ремонта котлов;
- изношенности котла и неудовлетворительного контроля его технического состояния,
Запрещается превышать установленное рабочее давление топлива, поскольку при включении всех форсунок это может привести к недопустимой перегрузке котла.

\r\n
\r\n

Наиболее распространенной причиной перегрева металла котла является наличие накипи и нефтепродуктов на поверхностях нагрева. Поэтому необходимо принимать все меры по предотвращению попадания нефтепродуктов и образования накипи в котле.
Перегрев жаровых труб и огневых камер с быстрым образованием выпучин и разрывом металла в районе этих выпучин может привести к взрыву огнетрубного котла. Поэтому особое внимание следует обращать на признаки, характеризующие перегрев котлов, а именно: покраснение отдельных частей котла, выпучины, отдушины, провисания отдельных труб или деформация стенок, течи в соединениях труб, связей и в швах, появление окалины, расслоения металла и разрывы отдельных частей.
При разрывах испарительных труб, пароперегревателя, появлении групп свищей, значительных проседаний жаровых труб, выпучин и трещин на поверхностях нагрева и коллекторах, угрожающих безопасности работы, котел необходимо экстренно вывести из действия и дать ему нормально остыть.
При любом повреждении котла старший механик должен быть вызван в котельное отделение. Если до прибытия старшего механика пребывание людей в котельном отделении по характеру повреждения становится невозможным, угрожающим их жизни, вахтенный механик обязан немедленно вывести людей из помещения, доложив об этом старшему механику и вахтенному помощнику капитана. Для предупреждения дальнейшего развития аварии вахтенный механик выводит из действия аварийный котел (при необходимости и другие котлы, расположенные в одном помещении), пользуясь для этого аварийными приводами к клапанам.
Запрещается вводить в действие котлы:
- имеющие неисправные предохранительный клапан, водоуказатеяьньгй прибор или манометры;
- при отсутствии двух исправных независимых от главного двигателя питательных средств;
- с неисправными системами и клапанами продувания, питания, сажеобдувки, подачи топлива и воздуха, обеспечивающими безопасную эксплуатацию котельной установки:
- с неисправностями аварийных дистанционных приводов предохранительных, стопорных и быстрозапорных топливных клапанов;
- с незаделанными трещинами в ответственных частях котла (в коллекторах, швах, трубных досках, грязевиках, жаровых трубах, их соединениях, огневых коробках и т. п.):
- с неисправностями средств регулирования, сигнализации и зашиты автоматизированных котлов;
- с числом заглушенных труб и их провисанием, превышающим нормы Регистра: с обрывами труб и связей;
- с течью соединений в трубных решетках;
- с разрушением обмуровки защищаемых частей пароводяных и водяных коллекторов и камер или хотя бы одной из стенок топок котла;
- с выпучинами на плоских стенках огневых частей со стрелкой прогиба более толщины листа; с местными ввптучинами жаровых труб более двух толщин листа: с деформацией жаровых труб более 3% и общим сужением их более 5%;
- с местными или общими износами частей котла, превышающими нормы, допускаемые Регистром;
- с неисправными фильтрами питательной воды, дозировочными устройствами для ввода химических реагентов в котел и маслоотделителями.
При особых обстоятельствах, повлекших за собой отступление от требований д. 6.3.1.7 и снижение рабочего давления или паропройзводительности котла, должен сыть составлен акт за подписями старщего и котельного механиков, утвержденный капитаном, который представляется в техническую службу судовладельца. По приходе судна в порт котел в необходимых случаях должен быть предъявлен для внеочередного освидетельствования Регистром.
При угрозе затопления котельного отделения необходимо пустить в действие имеющиеся водоотливные средства и выяснить причину поступления воды. Если, несмотря на принятые меры, вода продолжает прибывать, доложить об этом старшему механик}' п ни ходовой мостик. При угрозе подхода воды непосредственно к нагретым ответственным частям котла (барабанам, коллекторам, бочке, грязевикам) с разрешения капитана необходимо экстренно вывести котлы из действия и открыть принудительно предохранительные клапаны,
Меры предосторожности при упуске воды из котла
Причинами упуска воды из котла могут быть:
- невнимательное наблюдение и недостаточный контроль за уровнем воды;
- неисправности водоуказательных приборов;
- неисправности регуляторов питания;
- неисправности питательных насосов;
- пропуски клапанов нижнего продувания:
- течи (свищи, трещины, разрывы) испарительных, дымогарных труб, змеевиков и петель экономайзера;
- неисправности питательных клапанов котла;
- большие пропуски питательного трубопровода;
- срыв нодачи воды питательным насосом;
- неисправное состояние систем автоматики и защиты котла.
Признаки упуска воды из котла:
- отсутствие уровня воды в водоуказательных приборах, не появляющегося после их продувания;
- свист сухого пара при открывании нижних пробных клапанов;
- покраснение и побеление от перегрева видимых частей поверхности нагрева котла;
- заметные провисания групп или отдельных труб поверхностей нагрева.
При быстром снижении уровня воды в водоуказательном приборе следует уменьшить подачу топлива, усилить питание, перейти на ручное питание, снизить или прекратить расход пара на потребители, установить и устранить причины быстрого снижения уровня.
При упуске воды из котла необходимо немедленно:
- прекратить горение;
- прекратить питание;
- прекратить подачу воздуха;
- закрыть стопорные клапаны;
- сообщить об упуске воды вахтенному помощнику капитана и старшему механику, затем:
- открыть вручную предохранительные клапаны, клапаны продувания пароперегревателя и спустить пар;
- закрыть заслонки воздухонаправляющих устройств и принять другие меры к недопущению местного и общего резкого охлаждения котла.
Питание котла категорически запрещается, если уровень воды в нем упал ниже нижнего пробного клапана в огнетрубных котлах и ниже нижней кромки водоуказательного прибора в водотрубных котлах.
После вывода котла из действия в результате упуска воды необходимо тщательно осмотреть котел и при отсутствии видимых повреждений (проседаний топок, выпучин, трещин, деформации труб, пропусков пара и воды) провести гидравлическое испытание котла на рабочее давление. Если течи и деформации элементов не обнаружены, старшему механику предоставляется право допустить котел к дальнейшей эксплуатации, о чем должен быть составлен акт для передачи в техническую службу судовладельца, а также произведены соответствующие записи в машинном журнале. По приходе в порт старший механик обязан предъявить котел для освидетельствования инспектору Морского Регистра или другого классификационного общества.
Предотвращение и тушение пожара в котельном помещении
Для предотвращения и при тушении пожара в котельном помещении следует строго руководствоваться указаниями руководящих документов (РД) «Правила техники безопасности на судах морского флота» и «Наставление по борьбе за живучесть судов морского флота».
В случаях горения сажи в газоходах котла необходимо немедленно выключить форсунки и котельные вентиляторы, усилить по возможности подачу воды в экономайзер, включить в действие паровые саже обдуватели, а при наличии соответствующих устройств — пустить в газоходы углекислый газ или другие огнегасители.
В тех случаях, когда пожар возник под котлами, необходимо пользоваться аппаратами высокократной.пены или ввести в действие местное стационарное паротушение. Остатки топлива под настилом следует тушить паром, пеной, песком или сухим огнетушителем.
При начавшемся пожаре не следует спешить с прекращением действия котла и всех вспомогательных механизмов в котельном помещении, не попытавшись ликвидировать пожар местными средствами. Если пожар возник в результате разрыва топливного трубопровода, необходимо прекратить доступ топлива в поврежденный трубопровод.
Если стала очевидной необходимость вывода личного состава из котельного отделения для использования объемного способа тушения, необходимо:
- котлы экстренно вывести из действия с помощью местных или дистанционных приводов, для чего немедленно остановить топливные насосы, закрыть быстро запорные клапаны на подаче топлива к форсункам и у топливных цистерн, выключить подогрев
топлива, прекратить питание котлов, остановить вентиляторы и закрыть все воздушные заслонки и отверстия:
- удалить людей из горящего помещения, используя выходы, находящиеся на наиболее низком уровне (например, через туннель валопровода);
- после ухода людей из котельного отделения немедленно загерметизировать его;
- пустить пар, углекислый газ или другое огнегасящее средство в котельное отделение.
При необходимости затопления котельного отделения, являющегося крайней мерой тушения пожара, необходимо полностью спустить пар из котлов.

Login to post comments
back to top
    \r\n
      \r\n
        \r\n
      • Facebook
      • \r\n
      • Twitter
      • \r\n
      • Google+
      • \r\n
      • VK
      • \r\n
      • RSS
      • \r\n
      \r\n
    \r\n