Menu
RSS


Опасности, которым подвергается экипаж танкера

Работая на танкерах, экипаж судна постоянно подвергается ряду опасностей, который могут воздействовать на их здоровье и даже привести к смерти. Такими опасностями являются:
1. Опасности воспламенения и взрыва;
2. Опасности связанные со здоровьем экипажа, они включают опасность при вдыхании и во время приема пищи; опасность попадания на кожу; вредные свойства перевозимых грузов; кислородная недостаточность; несчастные случаи с персоналом;

Применение первичных средств пожаротушения

К первичным средствам относятся все виды ручных (носимых) огнетушителей, ломовой и шанцевый инструмент, покрывала, ведра, совки. Сюда же следует отнести изолирующие дыхательные аппараты, пожарные костюмы и другое снаряжение пожарного. При проведении любых видов занятий и учений все эти средства используются фактически, либо подносятся к очагу условного пожара и готовятся к действию.

Огнетушащие порошки

Огнетушащие порошки являются одним из универсальных средств пожаротушения. По своему воздействию на процесс горения они также универсальны, воздействуя практически на все стороны пожарного треугольника.
При горении твердых горючих веществ песчинки, проникая в их поры и плавясь на поверхности, частично изолируют горючее вещество от очага пожара.

Тушение хладонами

Стационарные судовые хладоновые системы, работающие на принципе ингибирования реакции горения, могут защищать машинные помещения и грузовые трюма, а также некоторые вспомогательные помещения судов. В качестве рекомендованных к применению на морских судах Регистром допущены Хладон 114В2 и Хладон 13В1. Применявшиеся ранее четыреххлористый углерод, бромистый этил и смеси с его участием исключены ввиду их повышенной токсичности.

Паротушение

Водяной пар может быть использован для тушения пожара в закрытых помещениях, куда он подводится стационарно от судового пародателя или временно с помощью резиновых шлангов, проложенных в процессе пожаротушения. Пар выступает как разбавитель окислителя, его огнегасительная концентрация 30...35% объемных. При подаче насыщенного пара заметно также его охлаждающее воздействие на очаг пожара.
На морских судах чаще всего пар используется как защитное средство, например, топливных танков при пожаре в смежном помещении. Используется водяной пар также в искрогасителях судовых котлов и ДВС.

Углекислотное тушение

Сжиженный диоксид углерода, известный также под названием: углекислота, СО2, углекислый газ, может храниться на судах в специальных изотермических цистернах или в стальных баллонах под высоким давлением. Он может быть подан в очаг пожара в твердом состоянии при температуре до минус 79 градусов - от ручных и передвижных огнетушителей, оснащенных на выходе раструбами, либо в жидком виде с последующим распылом до газообразного состояния в охраняемом помещении.

Пенотушение

Основным огнетушащим эффектом всех видов пен является их способность слоем пены изолировать поверхность горючего вещества от зоны горения, и таким образом, прекратить его поступление в очаг пожара. При этом необходимо учитывать следующее:
1. По своему составу пена бывает химическая и воздушно-механическая. Химическая пена на судне может быть получена с помощью ручных и передвижных огнетушителей. 

Водотушение

Вода, как огнегасительное средства, на судах может применяться в виде компактных или распыленных струй в зависимости от характера пожара и особенностей обстановки в аварийном помещении. Для тушения водоотталкивающих веществ и материалов применяется вода с добавлением смачивателей.
Основным огнегасительным эффектом воды является ее охлаждающая способность, ввиду чего подача ее в очаг горения должна производиться так, чтобы был обеспечен непосредственный контакт воды с горючим веществом. При этом рекомендуется следующее.

Тушение пожаров в машинных помещениях

Машинные помещения - наиболее важный для жизнеобеспечения судна отсек, ввиду чего фактор времени для принятия первоочердных активных действий по локализации очага горения здесь приобретает исключительное значение. Главной задачей первоочередных действий является: локализовать или хотя бы сдержать развитие горения до задействования основных сил и средств борьбы с пожаром.

Пожары грузовых трюмов наливных судов

Пожары в жилых, служебных, складских и других помещениях наливных судов не имеют принципиальных отличий от пожаров в аналогичных помещениях судов другого назначения. Пожары в грузовых танках имеют свою особенность и требуют, для успешной их локализации и тушения, специфических приемов и методов, которыми должен владеть экипаж танкера.

Особенности пожаров в грузовых трюмах

Пожары в трюмах сухогрузных судов зависят от степени горючести грузов, характера их укладки в грузовом помещении и других технологических особенностей.
Общей закономерностью пожаров в трюмах, загруженных генеральными или навалочными горючими грузами, является их медленное развитие с сильным замедлением из-за ограниченности газообмена, особенно, при закрытых верхних крышках. При полуоткрытых грузовых люках скорость распространения горения в трюме 0,17...0,20 м/мин.

Пожары в жилых помещениях

Под жилыми помещениями в настоящем разделе следует понимать:
-каюты экипажа и пассажиров;
- коридоры и вестибюли блока (отсека) жилых помещений;
- помещения массового пребывания людей на судне (салоны, зрительные залы, бары, рестораны);
- бытовые и вспомогательные помещения расположенные в блоке жилых помещений и предназначенные для обслуживания людей (парикмахерские, магазины, гладильные и т.п.).

Способы обнаружения пожара

Современное обнаружение возникшего на судне пожара, является залогом его успешной локализации и ликвидации с минимальным ущербом для судна, груза и опасности для экипажа.
Любой член экипажа, обнаруживший пожар или его первые признаки (дым, запах гари, повышенная температура), обязан через ближайший ручной извещатель пожарной сигнализации или любым другим способом (по телефону, голосом, посыльным) сообщить об этом вахтенной службе. На пассажирских судах об этом должно указываться при инструктаже пассажиров о мерах безопасности и другой информации.
Для современного обнаружения пожара современные суда оснащены эффективно действующими системами пожарной сигнализации обнаружения.

Пожарный треугольник

Для любого горения необходимы и достаточны три обязательных условия - наличие горючего вещества, кислорода и источника воспламенения. Эти три условия образуют треугольник горения. 
Горючее вещество - основа горения. Оно может быть твердым (дерево, ткани, резина, уголь), жидким (нефтепродукты, спирты) и газообразным (метан, ацетилен, водород, аммиак). При концентрациях ниже нижнего концентрационного предела взрываемости горение паро/газо-воздушной смеси не происходит из-за недостаточности горючего вещества.

Горение и пожар

Горение - экзотермическая химическая реакция, протекающая в условиях прогрессирующего самоускорения. Горение часто сопровождается ярким свечением ( пламенем). Горением является, например, высокотемпературное окисление различных видов топлива (нефти, нефтепродуктов, газов и др.)
Продукты горения. Продуктами горения являются углекислый газ и вода (водяной пар), они присутствуют практически во всех процессах горения. Вместе с тем при горении образуется целый ряд других продуктов сгорания. Их состав зависит от вида горючих веществ и материалов, а также условий, в которых протекает горение.

Пожары класса "Е"

Электрооборудование, находящееся на судне может стать причиной пожара.
Короткое замыкание. Когда повреждается изоляция, разъединяющая два проводника, происходит короткое замыкание, при котором сила тока велика. В сети возникает электрическая перегрузка и опасный перегрев. При этом возможен пожар.

Пожары класса "D"

Принято считать, что металлы не воспламеняются. Но в ряде случаев они могут способствовать усилению пожара и пожарной опасности. Искры от чугуна и стали могут воспламенить находящиеся вблизи горючие материалы. Размельченные металлы могут легко воспламениться при высоких температурах. Некоторые материалы, особенно в размельченном виде, при определенных условиях склонны к самовоспламенению. Щелочные металлы, такие как натрий, калий и литий, бурно реагируют с водой, выделяя водород, при этом образуется теплота, достаточная для воспламенения водорода.

Пажары класса "С"

Любой газ, который способен гореть при нормальном содержании кислорода в воздухе (около 21%), следует считать горючим газом. Воспламеняющиеся газы и пары горючих жидкостей способны гореть только тогда, когда их концентрация в воздухе находится в пределах диапазона горючести, а смесь (горючий газ + кислород воздуха) подогрет до температуры воспламенения.
В газах молекулы не связаны друг с другом, а находятся в свободном движении. Вследствие этого газообразное вещество не имеет собственной формы, а принимает форму той емкости, в которой оно заключено.

Пожары класса "В"

Материалы, загорание которых может привести к пожарам класса В, можно разделить на две группы: легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) и горючие (ГЖ); краски и лаки. Степень опасности горючих жидкостей принято считать в зависимости от температуры вспышки их паров и газов.
Температурой вспышки называется самая низкая температура горючего вещества, при которой над ее поверхностью образуются пары и газы, способные воспламениться от источника зажигания.

Пожары класса "А"

Материалы, загорание которых относится к пожару класса А, делят на три группы: древесина и древесные материалы; текстильные и волокнистые материалы; пластмассы и резина.
Некоторые вещества и материалы этого класса склонны к самонагреванию, которые обычно (при непринятии мер) заканчиваются открытым горением.

Классификация судовых пожаров

Для успешного тушения пожара необходимо применение наиболее эффективных огнетушащих средств, вопрос о выборе которых должен быть решен практически мгновенно. Правильный выбор огнетушащего средства позволит обеспечить быстрое прекращение горения, снизит опасность для экипажа и уменьшит повреждения судна.

Subscribe to this RSS feed
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS