Menu
RSS


Деление горизонта: курс, пеленг, курсовой угол

Предположим, что наблюдатель находится в некоторой точке А на поверхности Земли. Проведем мысленно плоскость Н, перпендикулярную отвесной линии в данной точке. Это плоскость истинного горизонта (рис. 1.9).

Представим, что через наблюдателя проходит плоскость истинного меридиана М. Это плоскость истинного меридиана наблюдателя. Она образует, как известно, на поверхности Земли истинный меридиан наблюдателя. Все плоскости, проходящие через отвесную линию в точке А, — плоскости вертикалов. Плоскостью первого вертикала V называется вертикальная плоскость, перпендикулярная плоскости истинного меридиана наблюдателя.

Таким образом, как видно из рисунка, плоскости Н, М и V, пересекаясь, определяют в точке А, т. е. в плоскости истинного горизонта, две взаимно перпендикулярные линии N — S и Е— W. Линия N — S является полуденной линией. Она фиксирует направление на северный и южный географические полюса. Линия Е — W определяет направление восток — запад. Локально — это бесконечно малые линейные отрезки истинного меридиана и параллели. Точка А делит меридиан на северную (нордовую) и южную (зюйдовую) части.

Рассмотренная система имеет особые точки на географических полюсах, где указанные направления не определены.
Положения судна принято фиксировать углом, который составляет его диаметральная плоскость (ДП) с плоскостью истинного меридиана (рис. 1.10).
Диаметральная плоскость — это условная вертикальная продольная плоскость, делящая корпус судна на две симметричные части. Она пересекается с плоскостью Н по прямой линии — это линия курса судна.
Истинным курсом (ИК) судна называют двугранный угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна
Строгое определение ИК звучит проще, если оно дается для плоскости Н, тогда ИК судна — это плоский угол между нордовой частью истинного меридиана и носовой частью линии курса судна.
Направление на навигационный ориентир с судна можно определить относительно плоскости М или ДП.
Истинным пеленгом (ИП) ориентира называется двугранный угол между нордовой частью плоскости истинного меридиана и плоскостью вертикала, проходящей с судна через ориентир.

Плоскость вертикала, определяющая ИП, пересекает плоскость М по линии пеленга, а поэтому упрощенное определение сформулируем так: ИП — это плоский угол между нордовой частью истинного меридиана и линией пеленга.
Направление, отличающееся от ИП на 180°, называется обратным истинным пеленгом (ОИП):
ОИП = ИП±180°.
Двугранный угол между носовой частью ДП судна и плоскостью вертикала, проходящей с судна через ориентир, называется курсовым углом (КУ).
В плоскости истинного горизонта КУ — это угол между линией курса и линией пеленга.
В круговой системе счета направлений ИК и ИП отсчитывают от 0° на северной части истинного меридиана до 360° по часовой стрелке (см. рис. 1.10).
В полукруговой системе счета КУ считают от 0° на носовой части ДП судна до 180° на правый (пр/б) или левый (л/б) борт, он имеет соответствующие знаки « + » или «-». Например:
КУ = 30°пр/б = +30°; КУ = 130°л/б = -130°.
Если КУ навигационного ориентира равен ±90°, то говорят, что ориентир находится на траверзе судна.
Соотношение между ИК, ИП и КУ выражается элементарной алгебраической формулой:
ИП = ИК + КУ.
Необходимо отметить, что вышеперечисленные определения основных навигационных углов не отнесены к поверхности Земли или ее модели. Поэтому более строго — это сферические углы, образованные соответствующими дугами больших кругов.

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS