Menu
RSS


Использование разновременных наблюдений, крюйс-пеленг и крюйс-расстояние

Все наблюдения, выполненные для определения места судна, являются, строго говоря, разновременными. Исключение составляют те относительно редкие случаи, когда измерени навигационных параметров производятся по общей команде несколькими наблюдателями.

 

При измерениях одним наблюдателем влияние неодновременности наблюдений обычно устраняют оптимальным выбором последовательности измерений, их быстротой, повторными измерениями навигационных параметров. Однако при больших промежутках времени между измерениями эти приемы оказываются мало эффективными или вообще непригодными. Появляется необходимость применения других методов обработки результатов навигационных измерений, т.е. разработки других способов определения места.

В практике судовождения часты случаи, когда необходимо уточнить координаты места судна, а в поле зрения имеется один навигационный ориентир, дающий возможность измерять только однородные навигационные параметры (например, пеленг или расстояния). Имеют место также случаи, когда в районе плавания судна имеются два или несколько ориентиров, однако зрны их действия не перекрываются и судоводитель производит навигационные измерения по мере появления их в поле зрения. В данных ситуациях находят применение специфические способы определения места судна.

Особенность разновременных наблюдений на ходу судна заключается в том, что измерения навигационных параметров производятся из разных мест. Возникает необходимость приведения результатов измерения к одному месту, или к одному зениту. После выполнения этой операции навигационные параметры и сведенные с ними навигационные изолинии (линии положения) называются приведенными. В пересечении приведенных изолиний или линий положения находится обсервованное место судна на момент обсервации Т0, к которому приведены все измерения. В качестве Т0 принимают обычно момент последнего измерения.

Приведение к одному месту заключается в учете обработке разновременных наблюдений перемещения судна за промежуток времени между моментом измерения i-го параметра Тi и моментом Т0. Перемещение судна за время Т0-Тiхарактеризуется вектором Si. Напрвление его относительно меридиана обозначим символом К (это может быть ПУс, ПУα, ПУβ, ИК). Длина вектора равна Si = (Т0 - Тi)V, где V - путевая скорость.

Если в интервале времени Т0 - Тi судно изменило курс, то вектор Si определяется как сумма векторов его частных перемещений за это время.

Приведение навигационных параметров (изолиний, линий положения) может осуществляться двумя способами: графическим или аналитическим.

Рассмотрим подробнее графическое приведение к одному месту. Такое приведение состоит в том, что каждую точку приводимой i-ой навигационной изолинии смещают по направлению движения судна на величину Si.

Если на навигационной карте изолиния изображается прямой (например, изолиния визуального пеленга), то из произвольной точки этой прямой проводится вектор абсолютного перемещения судна за промежуток времени между моментами навигационных измерений. Из конца этого вектора проводится прямая линия, параллельная исходной линии положения.

Если изолиния представляет собой окружность (изогона, изостадия), то смещению подлежит центр окружности. Из перемещенного центра проводится смещенная навигационная изолиния. 

Если изолиния представлена сложной кривой (например, изобатой), то поступают следующим образом:

- на исходной изолинии намечают несколько характерных точек;

- каждую точку смещают на величину абсолютного перемещения судна;

- смещенные точки соединяют плавной кривой, которая получая приведенную навигационную изолинию.

Во всех случаях мы использовали для получения места вектор абсолютного перемещения судна за время между измерениями навигационного параметра. Этот вектор определяется методом счисления. По этой причине место, полученное по разновременным линиям положения, называется счислимо-обсервованным.

Определение места судна по крюис-пеленгу

Данный способ находит применение, если в видимости судна находится один ориентир, а измерить расстояние до него не представляется возможным.

Пусть в моменты времени T1 и T2 измерены пеленги П1 и П2 на ориентир А. В промежутке времени t12 = T2 - T1 судно следовало постоянным курсом К со скоростью Va и прошло в абсолютном перемещении расстояние Sa = Vat12.

Проведем от ориентира линии обратных истинных пеленгов ОИП1 и ОИП2. В момент времени T1 судно находилось на линии ОИП1, а в момент времени T2 - на линии ОИП2. Расстояние от судна до ориентира D2 в момент времени T2 можно получить из треугольника F1AF2 по теореме синусов:

D2 = sinq Sa/sinΔП,

где q - курсовой угол ориентир А; ΔП - разность пеленгов.

При определении по крюйс-пеленгу место судна будет в точке пересечения двух линий положения - второго и окружности радиусом D2 с центром в точке А. Она называется счислимо-обсервованным, так как при его получении использовались не только вторая положения, но и эелементы счисления.

Определение места судна по крюйс расстоянию

При определении расстояния с помощью вертикального угла и отсутсвии возможности пеленгования ориентиров, использования судовой радиолокационной станции при больший ошибках радиолокационного пеленга, место судна можно получить способом крюйс-расстояния.

Наблюдения, вычисления и прокладку при определении места судна по крюй-расстоянию выполняют в следующем порядке. Измеряют расстояние D1 до ориентира, фиксируя время T1 и отсчет лага ол1. Рассчитывают истинное растояние D1 = D'1 + ΔD и из ориентира проводят дугу радиусом D1. Рассчитывают счислимое место на момент T1 (точка а) и уточняют его по результату измерения первого растояния. Для этого точку а соединяют с ориентиром, а в точке K1 пересечения этой линии с дугой радиуса D1 принимают откоррективанное место судна (этот перенос целесобразен только при плавании вблизи навигационных опасностей, когда линия курса после переноса оказывается смещенной в сторону опасности).

По результатам прокладки рассчитывают требуемый интервал времени t между измерениями расстояний до ориентира, обеспечивающий угол пересечения навигационных изолиний более 30o. На линии пути наносят счислимую точку, соответствующую расчетному времени измерения второго ориентира. В момент времени, близкий T2 = T1 + t, измеряют второе расстояние до ориентира (D'2), фиксируя время T2 и отсчет лага ол2. Рассчитывают истинное расстояние D2 = D'2 + ΔD и из ориентира проводят дугу радиусом D2. 

По направлению пути от ориентира откладывают величину S = V(T2 - T1) смещения ориентира и из конца отрезка S проводят дугу радиусом D1 до пересечения с дугой радиусом D2. В точке пересечения дуг находится счислимо-обсервированное место судна на момент вторых наблюдений.

В судовом журнале дулается запись.

Точность способа зависит от погрешностей в измерении расстояний, погрешностей счисления за время плавания между наблюдениями и угла между линиями положения. 

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS