Menu
RSS


Принцип действия и основные характеристики РСЛ

Радиолокация - метод обнаружения в пространстве различных объектов посредством радиоволн. Этот метод реализуется в радиолокационных станциях (РЛС), действия которых основано на использовании явления отражения радиоволн от различных объектов, расположенных на пути их распределения.

Судовая РЛС - это установленная на судне РЛС, предназначенная для обнаружения и последующего наблюдения за берегом, судами, льдам и другими объектами, представляющими интерес для судоводителя.

 

Судовая навигационная РЛС обеспечивает возможность измерять расстояния, пеленги и курсовые углы на объекты и применяется для определения места судна в географической и относительной системах координат при самых разнообразных условиях плавания.

Навигационные радиолокационные станции представляют собой импульсные радиотехнические средства, работа которых основана на использовании зависимости между временем распространения радиосигнала и навигационным параметром. Такая РЛС перидически излучает кратковременные импульсы колебаний СВЧ, а в промежутке между излучениями принимает отраженные от объектов импульсные сигналы, запаздывающие на время t3 = 2D/c. Здесь D - расстояние до объекта, а с - скорость распространения радиоволн. По измеренному интервалу времени рассчитывается дальность до объекта D = ct3/2. Направление (азимут) на объект определяется с помощью антенны направленного действия. При повороте антенны в горизонтальной плоскости, когда цель окажется в пределах ее диаграммы направленности, на вход приемника РЛС поступают отраженные сигналы. При совпадении оси даграммы направленности антены с целью напряжение на входе приемника будет максимальным, и указатель поворота антенны покажет направление на объект. При нахождении в радиусе действия РЛС нескольких целей отраженные сигналы от них будут смещены по времени и азимуту. Отраженные сигналы от объекта отображаются на экране РЛС, что дает возможность определять его координаты.

Основной недостаток радиолокационного метода пеленгования - относительно невысокая точность определения направления на объект.

РЛС применяются автономно или совместнос береговыми устройствами - радиолокационными отражателями и радиолокационными маяками-ответчиками, находящимися в радиолокационных точках.

Определение места судна относительно отражающих объектов производится по пеленгу и растоянию до них. Поэтому навигационные РЛС являются дальномерно-азимутальными радиотехническими средствами.

Возможность определения местоположения судна при плавании в сложных условиях (малая видимость, наличие навигационных опасностей, узкостей и др.), наглядность отображения внешней обстановки в районе плавания делают РЛС одним из основных технических средств судовождения.

РЛС позволяет решать следующие задачи:
- определение координат места судна по точечным и пространственным ориентирам путем измерения радиолокационных пеленгов и дистанций;
- определение места судна по пространственным ориентирам путем совмещения равномастштабных изображений береговой линии или отражающих горизонталей, наблюдаемых на индикаторе кругового обзора РЛС и на карте;
- опознание побережья и глазомерная ориентировка при плавании в стесненных условиях;
- обнаружение надводных навигационных опасностей, плавучего льда, ливненых облаков и снежных зарядов;
- обнаружение и наблюдение встречных судов, определение элементов их движения для оценки ситуации недопустимого сближения и решения задачи безопасного расхождения с ними;
- определение относительного места судна при плавании в караванах;
- определение маневренных элементов судна.

Навигационные РЛС, входящие в состав автоматизированных навигационных комплексов или в интегрированное оборудование ходового мостика, или сопрягаемые с системами автоматической радиолокационной прокладки, позволяют, кроме того:
- автоматизировать процесс прокладки линий относительного движения встречных судов, выполнять расчеты элементов их движения и маневра расхождения с ними;
- осуществлять обсервационную прокладку пути судна при плавании в стесненных условиях и в прибрежной зоне;
- непосредственно измерять элементы суммарного сноса судна. К недостаткам навигационных РЛС, влияющим на безопасность судовождения, относятся:
- наличие теневых секторов и минимальной дистанции, в пределах которых объекты не обнаруживаются;
- специфическое искажение объектов на экране РЛС относительно их изображения на морской навигационной карте и затруднение их опознавания;
- ограниченность дистанций обнаружения объектов географическим фактором радиолокационной видимости, зависимость от отражающих способностей и размеров объектов, а также зависимость возможности обнаружения от маскирующего влияния осадков линевого характера;
- относительно низкая точность радиолокационного пеленгования.

При определении места судна по естественным радиолокационным ориентирам необходимо учитывать, что их отражающие поверхности (скалы, обрывистый берег, сопки и т.п.) не совпадают на местности с береговой линией, а лежат на уровнях (горизонталях), обычно превышыющих уровень моря, а на больших дальностях - и высоту антенны РЛС. Отражающие горизонтали, определенные опытным путем, наносятся на карту. 

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS