Menu
RSS


Чтение радиолокационного изображения и опознание ориентиров

Существует две группы способов использования судовой РЛС для определения места судна:

- по точечным ориентирам;
- по пространственным ориентирам.

 

Точечные ориентиры - это такие, размерами которых при прокладке линий положения можно пренебречь. Точечные ориентиры делятся на:
- активные отражатели, которые изображаются на экране в виде ответной точки;
- пассивные отражатели, представляющие собой многогранные фигуры из металла, обладающие способностью отражать радиоволны без рассеивания. Наилучшей формой пассивных отражателей являются уголковые отражатели;
- естественные или искуственные ориентиры, которыми могут быть маяки, навигационные знаки, заводские трубы и т.п.

В практике судовождения точечные ориентиры встречаются редко. Поэтому для определения места судна используются пространственные ориентиры. К ним относятся объекты, изображения которых на экране РЛС и карте имеют размеры и их нельзя принять за точку (береговая черта, холмы, мысы, не имеющие резких очертаний, бухты, острова и т.п.). 

Определение места судна по расстояниям, измеренным до нескольких ориентиров. Намечают перед определением места ориентиры на карте и быстро последовательно измеряют расстояния до них. При необходимости измеренные расстояния приводятся к одному моменту времени.

В момент последнего измерения замечается время и отсчет лага. На карте находится обсервованное место, которое является точкой пересечения дуг окружностей, проведенных из ориентиров (с учетом приведения их к одному моменту времени), как из центров с радиусами, равными измеренным расстояниям.

При выборе ориентиров необходимо следить за тем, чтобы линии положения пересекались под углом в пределах от 30 до 150 градусов, причем сначала измеряется расстояние до ориентира, который близок к курсовому углу, равному 90 градусов, а затем на ориентиры, курсовые углы которых близки к 0 или 180 градусам.

На карте находится счислимая точка, указывается невязка, прокладывается линия пути, оформляются надписи.

Если при определении по трем расстояниям окружности не пересекаются в одной точке, то за обсервованное место принимается середина треугольника погрешностей. Если треугольник велик, то необходимо проверить правильность опознавания ориентиров, измерений и прокладки.

Определение места судна по радиолокационному пеленгу и расстоянию до одного ориентира. Способ применяется, если в пределах действия РЛС находится одинориентир. Для этого необходимо одновременно взять пеленг на ориентир и измерить до него расстояние, заметитьвремя и отсчет лага. Затем проложить обратный пеленг от ориентира на карте. Из ориентира, как из центра окружности с радиусом, равным измеренному растоянию, провести дугу оуружности. Рассчитывается счислимая точка на момент измерения и показывается невязка. 

При измерении пеленга его необходимо исправить поправкой гирокомпаса. Если же измерялся радиолокационный курсовой угол (РЛКУ) а ориентир, то истинный пеленг
ИП = ККгk + РЛКУ + ΔГК.

Определение места судна по радиолокационным пеленгам. Способ применяется при нескольких опознанных точечных ориентирах и порядок его выполнения практически не отличается от порядка определения места судна по визуальным пеленгам. 

При определении места судна по пространственным ориентирам необходимо учитывать особенности изображения берега на экране РЛС. Горы, холмы, возвышенности экранируют расположенные за ними местность, изображения от которой на экране не получается. Поэтому полуостров или мыс может быть принят за остров, что влечет за собой опасную ошибку в опознании ориентиров. 

Изображения ориентиров, расстояния между которыми меньше разрешающей способности станций, на экране сливаются: их трудно или невозможно различить. Объекты, облучаемые лучом станции "вскользь", почти касательно к их поверхности, наблюдаются очень плохо. Низкие пляжи, песчаные косы, ледовый припай у берега обнаруживаются лишь на малых расстояниях или даже не наблюдаются.

Опознание расчлененного берега по вееру пеленгов и растояний. Измерив пеленги и дистанции до видимых на экране РЛС ориентиров, на кальке из произвольной точки К надо провести мередиан и параллель, проложить истинные пеленги, а по ним отложить в масштабе карты измеренные расстояния. Затем кальку наложить на карту таким образом, чтобы точка находилась в районе счислимого места судна на момент измерений. Сохраняя ориентировку кальки относительно меридиана и параллели на карте, необходимо найти такое положение кальки, при котором наибольшее число отложенных расстояний "упрется" в контуры объектов береговой черты. Уколом циркуля место К следует перенести на карту и принять за ориентировочное. Для большей уверенности необходимости повторить опознавание несколько раз, связывая полученные обсервованные точки счислением. Отсутствие значительных расхождений укаже на то, что участок побережья опознан правильно. 

Полученное место судна ненадежно и при удобном случае необходимо его определить другим способом.

Определение места судна по расстояниям, измеренным на постоянном курсовом угле. Этот способ применяется, когда судно идет вдоль крутого, обрывистого и изрезанного берега.

На постоянном курсовом угле измеряются расстояния до берега через рваные промежутки времени и замечаются соответственно отсчеты лага. На кальку наносится путь судна и пеленги с отложенными на них расстояниями. кальку передвигают около счислимого места так, чтобы путь судна на карте был параллелен пути на кальке. Это делается с таким расчетом, чтобы наибольшее число точек, отмечающих измеренное расстояние, совпадало с береговой чертой.

Рассмотренный способ определения места не дает высокой точности.

Определение места судна до ближайших к нему участков берега. Способ применяется при наличии в районе плавания крутых, обрывистых берегов.

Быстро и последовательно измеряются расстояния до нескольких ориентиров. При этом подвижный импульс дальности необходимо совмещать с той частью радиолокационного изображения, которая больше всего выступает в сторону судна. Замечаются время и отсчет лага в момент измерения расстояния до последнего ориентира.
На кальке наносится линия пути судна и из произвольной точки О как из центра проводятся дуги окружностей радиусами, равными в масштабе карты измеренным расстоянием, и линии пеленгов.
Калька на кладывается на карту около счислимого места судна и перемещается таким образом, чтобы проведенные на ней дуги окружностей касались береговой черты. В точке О делается накол острием циркуля и отмечается обсервованное место судна.

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS