Menu
RSS


Принцип действия и основные характеристики РНС "Декка".

Рассмотрим принцип работы всего комплекса фазовой радионавигационной системы "Декка" в целом. Этот комплекс состоит из цепочки береговых станций, судового приемоиндикатора и специальных радионагационных карт с нанесенным на них сетками гипорболических линий положения. Цепочка РНС "Декка" состоит из четырех (иногда трех) береговых станций, одна из которых ведущая, а остальные ведомые.

Цепочки различаются между собой значениями излучаемых частот. В настоящее время в эксплуатации находятся 28 цепочек РНС "Дека", которым присвоены определенные обозначения и номера. 
Санции РНС "Декка" работают в диапазоне 70-130 кгц. Они излучают незатухающие колебания на частотах, кратных общей "базисной" частоте f, приблизительно равной 14,2 кгц, которая однако в излучении не участвует.
Станции системы обеспечивают два режима работы: режим создания точной сетки и режим устарения многозначности (опознавания дорожек).
Точная сетка гипербол создается в том случае, если ведущая станция цепочки излучает частоту 6f, а ведомые 5f, 8f, и 9f.
Для различия каждой паре станций (ведущая - одна из ведомых) присваевается свой цвет, а именно - 6f и 5f - фиолетовая, 6f и 8f - красная и 6f и 9f - зеленая. Шкалы декометров приемоиндикаторов и соответствующие изолинии на декка-картах также отмечены этими цветами. 
Судовой приемоиндикатор в режиме создания точной сетки выполняет следующие функции: прием, усилениесигналов береговых станций, приведение их к единой для каждой пары частоте сравнения и выдача на декометры напряжений, пропорциональных разности фаз сравниваемых колебаний.
Так, колебания 8f красной ведомой станции умножаются на 3, а ведущей 6f - на 4 и приводятся к одинаковой частоте сравнения 24f = 340 кгц. Колебания 9f зеленой ведомой станции умножаются на 2, а ведущей 6f - на 3 и приводятся к частоте сравнения 18f = 255 кгц.
Колебания 5f фиолетовой ведомой станции умножаются на 6, а ведущие 6f - на 5 и приводятся к часоте сравнения 30f = 426 кгц. 
Частоты сравнения подаюся на соответствующие красный, зеленый и фиолетовый декометры, малые стрелки которых покажут разности фаз колебаний (положение судна внутри красных, зеленых и фиолетовых дорожек).
Малые стрелки декометров соединены с большими стрелками через понижающие передачи. Большие стрелки фазовых счетчиков указывают номер дорожки.
Для того чтобы не перепутать отсчеты дорожек, наружные шкалы декометров оцифрованы в следующей последовательности: у красного декометра - от 0 до 24, у зеленого - от 30 до 48 и у фиолетового - от 50 до 80.
Дорожки образуют зоны, которые обозначаются буквами латинского аофавита А, В, С, ... Красная зона состоит из 24, зеленая из 18, фиолетовая из 30 дорожек. 
Буквы зоны видны в вырезе нижней части шкалы декометра.
При пересечении судном одной дорожки малая стрелка декометра совершает один оборот, а большая перемещается на одно деление. При пересечении судном зоны большая стрелка счетчика дорожек делает один оборот, а указатель зоны перемещается на одну букву.

Первоначальная установка больших стрелок на номера дорожек, а указателей зоны на буквы зоны производится с помощью ручек, расположенных в верхней части шкалы декометров. Установка эта производится по известному месту судна.
Для устранения многозначности каждая пара станции поочередно излучает сигналы в виде кратковременных посылок на частотах 6f и 5f, 9f и 8f. Эти посылки преобразуются приемоиндикатором в разностные частоты 6f - 5f = 1f и 9f - 8f = 1f и подаются на фазометр определения дорожек (грубый декометр).
Грубый декометр имеет три концентрические шкалы зеленого, красного и фиолетового цветов с нумерацией, соответствующей оцифровке шкал точных декометров. Эти шкалы в грубом декометре автоматически подсвечиваются в той же последовательности, в какой работают береговые станции: красная, зеленая , фиолетовая. При снятии отсчета прежде всего необходимо обратить внимание на цвет отражаемой шкалы, а затем на ближайший номер дорожки, на который указывает острие звездочки, находящееся в пределах секторного указателя грубого декометра.
Для непрерывной автоматической записи движения судна по РНС "Декка" фирмой разработан специальный путепрокладчик, который по желанию заказчика может входить в комплект приемо-индикатора. 
Автоматический прокладчик позволяет непрерывно контролировать маневрирование судна, его скорость и место с записью этих элементов на специальную навигационную карту.
Наиболее эффективно применение этого путепрокладчика при линейном плавании судов, т.е. когда судно совершает регулярные рейсы в одном и том же районе.

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS