Menu
RSS


Силы, моменты, действующие в КШМ (графическое, аналитическое представление)

При работе двигателя на КШМ действуют силы давления газов в цилиндре, силы инерции движущихся масс, силы тяжести, силы трения и силы полезного сопротивления на коленчатом валу.
Силы трения по сравнению с другими силами невелики и зависят от многих факторов, не поддающихся точному учету (шероховатость трущихся поверхностей, условия смазки, тепловой режим, зазоры и др.). Поэтому в динамических расчетах ими пренебрегают, а учитывают механическим КПД двигателя. 

Силы тяжести в двигателях высокооборотных и среднеоборотных не учитывают, так как они невелики по сравнению с действующими силами. Силы тяжести целесообразно учитывать в тех случаях, когда их относительная величина рт > 0,015рг. Такие силы тяжести возникают в малооборотных дизелях. Определяют силы тяжести по массам деталей из рабочих чертежей или результатам взвешивания. На диаграммах динамики силы тяжести представляют в виде прямой линии.
Силы инерции. При работе двигателя от поступательно движущихся масс (ПДМ) и неуравновешенных вращающихся масс (ВМ) на КШМ действуют силы инерции (рис. 11,3).

Сила инерции ПДМ приложена в центре поршневого пальца, действует вдоль оси цилиндра и равна, МПа,
Pi = - msi = - ms2(cosφ + λшcos2φ) = PIcosφ + PIIcos2φ 
Сила Pi состоит из сил инерции первого порядка PIcosφ и второго порядка PIIcos2φ, где PI = - ms2 иPII = - ms2λш — амплитуды соответствующих сил инерции. Силы инерции первого порядка в 3,5.. .5 раз больше сил инерции второго порядка. За один оборот коленчатого вала силы инерции первого порядка меняют направление один раз, а силы второго порядка — дважды. В районе ВМТ силы инерции препятствуют движению поршня, а в районе НМТ — способствуют ему. Значения сил инерции в ВМТ получим из предыдущей формулы при φ = 0°, а в НМТ при φ = 180°:
Pi ВМТ = - ms2(1 + λш); Pi НМТ = ms2(1 - λш).
Сила инерции ВМ постоянна по значению, приложена в центре шатунной шейки, направлена по кривошипу от центра вращения и равна, МПа,
Рr = mr2
Разложив силу Рr, получим ее вертикальную Рrcosφ и горизонтальную Рrsinφ составляющие, которые, действуя в соответствующих плоскостях, изменяют свое направление один раз за оборот, т. е. они первого порядка.
Суммарные силы инерции, действующие на двигатель в вертикальной плоскости,
PивΣ = Pi + Prcosφ = PIcosφ + PIIcos2φ + Prcosφ; 
в горизонтальной плоскости
PигΣ = Prsinφ. 
На поршень со стороны камеры сгорания действует сила от давления газов в цилиндре двигателя Рг. Она приложена в центре поршневого пальца и действует вдоль оси цилиндра.

Силы давления газов, действуя на поршень Рг и на крышку цилиндра — Рг, взаимоуравновешиваются внутри двигателя и на его опоры не передаются. Вне двигателя силы давления газов проявляются в виде вращающего Мвр и опрокидывающего моментов Mопр
Относительное значение силы давления газов в зависимости от угла поворота кривошипа Pг = f(φ) определяется аналитически или графически по расчетной или действительной индикаторной диаграмме. При определении по индикаторной диаграмме в координатах р—V (рис. 11.5) на участке перемещения поршня от ВМТ до НМТ, в любом месте по высоте, проводим полуокружность радиусом r. Из центра О в сторону НМТ откладываем поправку Брикса 
ОО1 = rλш/2, а из точки О1 как из центра, проводим лучи через принятое число градусов (на рис. 11.5 через 15° ПКВ) до пересечения с окружностью радиуса r. Проектируя полученные точки пересечения на ось V, получим давления, соответствующие этим углам поворота кривошипа. Отрезок по вертикали от оси V до индикаторной диаграммы будет соответствовать абсолютному давлению газов в цилиндре Рг, а отрезок между линией и индикаторной диаграммой — избыточному давлению Рг — Рo.


Силы, действующие на КШМ, переменны по величине и направлению, поэтому для удобства анализа их представляют в виде графических зависимостей (см. рис. 11.6), показывающих изменение сил по углу поворота кривошипа. Кривые периодические, с периодом 360° в двухтактных двигателях и 720° в четырехтактных. Силы считаются положительными, когда Рдв, Pi и Z направлены к центру вращения коленчатого вала, Т — направлена в сторону вращения коленчатого вала, а N — в сторону, противоположную вращению. Угол β положителен, когда шатун отклонен в сторону вращения коленчатого вала.

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS