Menu
RSS


Способы устранения резонансных крутильных колебаний

Запретные зоны частоты вращения дизеля, совпадающие с эксплуатационными режимами, или наличие резонансов, переход через которые сопровождается чрезмерно большими напряжениями в элементах валопровода, могут быть выявлены при первоначальных расчетах крутильных колебаний валопровода в процессе проектирования дизельной установки.

Из "природы" крутильных колебаний следует, что для их снижения или полного устранения запретных зон частоты вращения необходимо изменить либо частоту свободных колебаний ωc, либо частоту возмущающих моментов ωв, т.е. частоту вынужденных колебаний.
Изменить частоту свободных колебаний системы можно варьированием элементами ситемы, под которым понимается выбор одного из многих, наиболее простого и дешевого способа воздействия на элементы системы, связанного с изменением длин участков валопровода, его диаметра, установкой маховика с отличной от первоначального массой, изменением упругих элементов муфты и т.д. Все это приводит к изменинию моментов инерции масс системы или изменяет податливость ее упругих соединений, что и является причиной изменения частоты свободных колебаний системы, допускающей работу установки на требуемых экслуатационных режимах.
Варьирование элементами системы может бить выполнено на базе таблиц Терских или Толле по методикам, изложенным в специальной литературе. Окончательный выбор необходимого значения ωcвозможен лишь после анализа вынужденных колебаний системы по кривым резонанса, по которым устанавливают ширину запретной зоны частоты вращения, влияющей на выбор искомого значения частоты свободных колебаний системы.
Для изменения частоты возмущающих моментов, т.е. частоты вынужденных колебаний, достаточно изменить частоту вращения двигателя. При этом частоты всех составляющих гармонического момента, включая резонансную, изменяются, что приводит к устранению резонанса. Этот способ устранения резонансных колебаний изменяет заданный эксплуатационный режим по закону N = cn3, что не всегда приемлемо.
Устранить запретные зоны в некоторых случаях можно путем целесообразного изменения последовательности вспышек. Однако этот путь носит больше теоретический характер, ибо его применение приводит к необходимости замены коленчатого вала у двухтактных ДВС и к существенному ухудшению работы газотурбинного агрегата и рабочего процесса в цилиндрах четырехтактных дизелей.
Если отмеченные средства устранения опасных крутильных колебанийдля конкретного проектируемого дизеля малоэффективны либо слишком дороги и сложны, то применяют специальные агрегаты для гашения крутильных колебаний - успокоители колебаний, которые разделяют надинамические гасители и демпферы.

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS