Menu
RSS


Техническое использование ГРМ

В течение 12 часов до выхода судна из порта рулевая машина должна быть подготовлена к действию, проверена в работе и испытана в соответствии с требованиями СОЛАС. При этом следует руководствоваться фирменными инструкциями по эксплуатации и действующими руководящими техническими материалами. Проверку и испытания выполняют лица командного состава, занятые эксплуатацией и (или) обслуживанием ГРМ (ЭГРМ).

При подготовке к действию, проверках и испытаниях рулевых машин следует обращать особое внимание на следующее: легкость перемещений золотников и отсутствие их заеданий, перекосов и больших люфтов в соединениях с управляющими валиками; состояние поверхностей золотников и их уплотнений; легкость проворачивания вручную валов насосов регулируемой подачи при их нулевом эксцентриситете; срабатывание стопорных храповиков или гидрозамков; уровни рабочей жидкости в расширительных баках; положения запорных клапанов. Не должно быть нехарактерных шумов и стуков, наружных утечек рабочей жидкости, скачков и задержек руля при его перекладках, а также автоколебаний (незатухающих периодических движений) управляющих валиков приборов ИМ, золотников гидроусилителей (или рычажных механизмов управления насосами), скользящих блоков радиально-поршневых насосов (или люлек аксиально-поршневых насосов) и руля.
Рулевые машины должны быть хорошо отрегулированы. Показателями качества регулирования являются: наибольшая точность установки руля в заданное положение, определяемая разностью заданного на посту управления и фактического (по шкале рулевого привода) углов перекладки (достижимая точность ±0,5° при углах перекладки руля ±10°); минимальное рассогласование нулевых положений насосов (не более 0,5° изменения положения руля при переключении действующих насосов); ограниченный (не более 10 % номинального перемещения) люфт на управляющем органе главного насоса; небольшая общая зона нечувствительности системы управления (определяется путем плавного поворота штурвала до момента страгивания руля в том или другом направлении); минимальная скорость сползания руля в режиме управления «Простой»; отсутствие автоколебаний.
Во время хода судна вахтенный механик, принимая вахту, обязан осмотреть румпельное помещение и рулевую машину, а вахтенный моторист (машинист) должен осматривать их два раза за вахту. При этом следует обращать внимание на следующее: наличие смазочного масла на трущихся деталях, в пресс-масленках и смотровых стеклах редукторов; состояние регулирующих и стопорных устройств (не должно быть стуков и перегрева подшипников); соответствие указателей положению руля; температуру (должна быть не ниже 5°С в зимнее время) и относительную влажность румпельного помещения (не должна превышать 85 % для предотвращения резкого уменьшения сопротивления изоляции электрооборудования).
Особое внимание следует обращать на уровни рабочей жидкости в расширительных баках, показания манометров гидравлических контуров (силового и управления), плавность перекладок руля (без задержек и скачков); не должно быть перегрева рабочей жидкости и наружных утечек, нехарактерных шумов и стуков в насосах и механических соединениях рулевого привода, а также автоколебаний деталей и узлов ГРМ (ЭГРМ).
При обнаружении существенных отклонений от спецификационных параметров и показателей работы рулевой машины вахтенный механик обязан организовать постоянное наблюдение за ее работой, доложить об этом старшему (главному) механику и сделать в машинном журнале соответствующую запись.
В течение вахты механик должен периодически контролировать исправность действия рулевой машины по показаниям имеющихся на пульте управления приборов и сигнализаторов. 
Перед подходом к районам, плавание в которых требует особой осторожности (проливах, каналах, шлюзах, в ледовой обстановке, стесненных акваториях), должна быть проверена исправность действия систем дистанционного управления рулевой машиной на ручных режимах работы (например, «Следящий» и «Простой»). В этих районах должны быть приведены в действие два насоса, если они могут надежно работать одновременно. 
В случае отказа одного из насосов рулевой машины переход на другой выполняет вахтенный помощник капитана на имеющихся постах управления, а вахтенный механик обязан при этом принять немедленные и эффективные меры по выяснению и устранению причин отказа, доложив о случившемся старшему (главному) механику. 
После окончания швартовных операций и снятия готовности рулевую машину надо остановить и осмотреть, обратив особое внимание на отсутствие перегрева и внешних утечек рабочей жидкости.

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS