Menu
RSS


Эксплуатационные особенности ГРМ

Современные ГРМ (ЭГРМ) комплектуются чаще всего двумя однотипными насосами одинаковой мощности. При этом возможна как раздельная, так и совместная их работа. Установившаяся многолетняя практика использования режимов работы рулевых машин такова: при плавании в открытом море работает один насос (с ручным управлением или с авторулевым), а в сложных навигационных условиях (проливах, каналах, шлюзах, акваториях портов, в ледовой обстановке и т.д.) и при швартовных операциях (в портах и открытом море) включают в параллельную работу оба насоса, что обеспечивает повышение скорости перекладки руля примерно в 2 раза.

Судоводители по опыту знают, что в этом случае улучшается реакция судна на отклонения руля, т. е. создаются более благоприятные условия для расхождения судов или выполнения швартовных операций. В результате повышается безопасность мореплавания судов.
Однако при совместной работе насосов многие рулевые машины работают недостаточно надежно, происходят их многочисленные отказы
Во время параллельной работы насосов возникает некоторое равновесное положение руля и насосов. Если в этом случае выключить один из насосов (нарушить равновесие), то «освободившаяся» подача другого насоса вызывает перемещение руля в том или другом направлении. При больших рассогласованиях наступает характерный отказ ЭГРМ, который проявляется следующим образом.
Пусть штурвалом задан угол перекладки руля «Право 20o», но руль останавливается при угле «Право 10°». Такая ситуация расценивается судоводителями как отказ ГРМ. Этому моменту соответствует равновесное положение. В такой ситуации штурман производит, как правило, немедленные переключения насосов, пытаясь заставить руль «слушаться» штурвала. В зависимости от выключения того или другого насоса руль из равновесного положения перемещается или в нулевое положение, или далее на борт. В одном случае такое перемещение может оказаться желательным, а в другом — пагубным. В итоге по истечении отказа ЭГРМ оказывается, как правило, работоспособной во всех режимах.
В автономных ГРМ благодаря наличию соединительной штанги значительных рассогласований насосов, как правило, не бывает, поэтому такой отказ наступить не может. В то же время небольшие рассогласования, зависящие от точности регулирования специальных устройств, также вызывают взаимодействие насосов при их совместной работе. Кроме того, возможно их взаимодействие при раздельной работе, если применяются храповые устройства для затормаживания резервного насоса от вращения в режиме гидромотора под действием другого насоса.

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS