Menu
RSS


Испытания ДВС и вспомогательных механизмов

Испытания судовых дизелей проводят после выполнения значительных ремонтных работ. Начинают испытания с небольших нагрузок, тщательно контролируя состояние
всех узлов двигателя, его основные рабочие параметры. Особое внимание уделяют при этом отремонтированным или вновь установленным узлам и деталям.

Монтаж трубопроводов

Закончив ремонт, производят монтажные работы. В судовых условиях отремонтированные или новые элементы устанавливают и подгоняют по месту. При этом важно правильно уложить трубы, установить арматуру и собрать фланцевые соединения.
При укладке трубопроводов обеспечивают необходимый уклон и расстояние их от корпуса судна и трасс электрокабелей. Сварные стыки, для контроля за их состоянием, располагают на расстоянии не менее 50 мм от опоры. Трубы укладывают на мягкие прокладки, поверхность опор предварительно очищают от ржавчины и покрывают антикоррозионным лакокрасочным покрытием.

Арматура

Распространенными повреждениями судовой арматуры являются потеря плотности по сопрягаемым поверхностям, коррозионные разрушения корпусов и крышек, заедания при открытии и закрывании. При восстановлении работоспособности на месте арматуру очищают от остатков перекачиваемой жидкости путем продувки сжатым воздухом. Если ремонт осуществляют в механической мастерской, дополнительно очищают внутренние поверхности от продуктов коррозии.

Металлические и пластмассовые трубопроводы

Металлические трубы широко применяются на судах для различных систем. К основным дефектам относятся местное и общее коррозионное разъедание, свищи, трещины, вмятины, нарушения плотности во фланцевых и штуцерных соединениях. Устранению повреждений предшествует тщательная очистка внутренних полостей и наружной поверхности (в месте ремонта). Для внутренней очистки труб спускают остатки перекачиваемой жидкости, производят промывку и дегазацию путем продувки сжатым воздухом. После этого очищают наружную поверхность механическим, термическим или химическим способом и устраняют повреждение.

Центровка фланцевых соединений спаренных механизмов и валопроводов

При установке отремонтированных вспомогательных механизмов на фундамент и присоединении к валу двигателя возникает необходимость в центровке. Основные ее положения одинаковы для муфт механизмов, промежуточных валов. Характерными нарушениями центровки являются смещение и излом осей.
Измерение смещения и излома на практике производится обычно двумя способами при разобщенных фланцах валов: центровкой щупом и линейкой или центровкой с двумя парными стрелами.

Поршневые и струйные насосы

Поршневые насосы на судах применяются в качестве питательных для котлов и осушительных. Для паровой части насосов характерными дефектами являются износы цилиндровых втулок и поршневых колец, пропуски золотников и расстройство парораспределения. В гидравлической части большинство дефектов приходится на узлы, обеспечивающие герметичность разделения всасывающей и нагнетательной полостей: износ поршневых колец, пропуски клапанов.

Центробежные, шестеренчатые и винтовые насосы

Судовые системы обслуживаются насосами различного типа. Повреждения их отдельных элементов чаще всего происходят под воздействием перекачиваемой жидкости, вызывающей коррозионные и эрозионные разрушения.
Основные повреждения насосов и способы их устранения:
а) нарушение герметичности сальника - удаляют кольца старой мягкой набивки и устанавливают новую, выбирая материал в зависимости от среды и ее параметров, при торцовом уплотнении из специальных колец заменяют весь комплект сальника;

Теплообменные аппараты

В процессе работы теплообменные аппараты теряют технико-эксплуатационные качества из-за износа, повреждений, коррозии. К характерным неисправностям относятся: ухудшение процесса теплопередачи в результате загрязнения и эксплуатационных отложений; появление неплотностей в соединениях трубок и трубныхдосок; корродирование корпусов, трубных досок, трубок теплообменных аппаратов; обесцинкование трубных досок и трубок; разрушение слоя полуды водяных камер, цинковых протекторов.

Утилизационные котлы

Особенность конструкций утилизационных котлов заключается в отсутствии топки. При их эксплуатации могут выходить, из строя приборы, появляться неплотности в обшивке котла, повреждаться змеевик и т. д.
Основные неисправности утилизационных котлов и способы их устранения: 
а) поломка водомерного стекла на сепараторе - заменяют без выключения котла, если система автоматического регулирования питанием и защита работают исправно, при ручном управлении питанием для смены водомерного стекла котел выводят из действия по водяной стороне.

Арматура котлов

В результате коррозии, эрозии, попадания на уплотняющие поверхности твердых частиц (окалины, накипи), заклинивания, прикипания арматура котлов изнашивается. По этой причине запорная арматура (стопорные и разобщительные клапаны, воздушные краны) не обеспечивает необходимого перекрытия трубопроводов, а предохранительные клапаны не срабатывают при достижении предельных величин давления, или не садятся на место.

Поверхности нагрева котлов

Перед общим осмотром котла очищают его наружные огневые поверхности — стальными, дымогарные трубы — ершистыми щетками. Снятые механическим путем сажу, золу, окалину и ржавчину удаляют обдувкой сжатым воздухом или промывкой горячей водой.

Турбонагнетатели

В процессе эксплуатации по различным причинам (конструктивные недостатки, низкое качество эксплуатации, поломка отдельных элементов) в узлах и деталях турбокомпрессоров появляются дефекты. Чтобы их выявить, узлы разбирают и осматривают.
Предварительно подготавливают специальный инструмент и приспособления, предназначенные для данного типа механизмов. Последовательность демонтажных работ определяется инструкцией завода-строителя. Особо ответственной операцией является выемка ротора. Следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить его детали, что вызовет необходимость динамической балансировки. После выемки ротора шейки подшипников закрывают и предохраняют от случайных повреждений.

Цепные и зубчатые передачи

В современных дизелях передача движения от коленчатого вала к распределительному и управляемым выпускным заслонкам осуществляется цепными или зубчатыми приводами. Их состояние влияет на газораспределение двигателя. Износ деталей привода определяют при повороте коленчатого вала на пол-оборота, фиксируя положение маховика (по градуировке) и нанося риску на распределительном валу и на одном из его подшипников.

Коленчатый вал

Коленчатый вал является одной из важнейших деталей дизеля. По своей конструкции валы делятся на составные, полусоставные, цельнокованые. В процессе эксплуатации рамовые и мотылевые шейки изнашиваются, теряют правильную цилиндрическую форму, становятся овальными, конусообразными, седло- и бочкообразными. Основные виды повреждения поверхности шеек: риски, задиры, наработки, коррозионные разъедания, трещины, появление слабин в соединениях, проворачивание шеек в щеках.

Топливная аппаратура

В судовых дизелях применяются топливные насосы высокого давления клапанного, золотникового и клапанно-золотникового типов с постоянным ходом плунжера и регулированием по началу и концу подачи; привод механический, от кулачной шайбы на распределительном валу. В основном используются форсунки закрытого типа с механическим распиливанием топлива.

Механизм газораспределения

Впускные и выпускные клапаны дизелей чаще всего подвергаются профилактическому ремонту. Их изготавливают из стали с охлаждаемым, неохлаждаемым корпусом или без него. Для мощных дизелей фаску выпускного клапана наплавляют стеллитом или нихромом Х20Н80. Материал клапанов бывает различным, поэтому их необходимо устанавливать на свои места, соблюдая маркировку (выпускные - ВП, Е, впускные - ВХ, А).
Периодически (для впускных через 2000-4000 ч, выпускных - 1000-3000 ч) производится профилактический ремонт, во время которого устраняется потеря плотности, чрезмерные износы в направляющих втулках и проверяется состояние привода клапанов.

Рамовые, мотылевые и головные подшипники

В подшипниках судовых дизелей применяют толстостенные и тонкостенные вкладыши.
На судне имеется достаточное количество запасных подшипников, обработанных на заводе-строителе с точностью, обеспечивающей полную взаимозаменяемость. Поэтому при установке проверяют их прилегание и, при необходимости, производят небольшую подгонку.

Детали механизма движения

Детали механизма движения дизеля работают в условиях значительных динамических нагрузок, высоких температур и затрудненной смазки. Поэтому в процессе эксплуатации их подвергают более частым осмотрам и профилактическому ремонту.

Детали остова двигателя

Детали остова в процессе эксплуатации подвергаются переменным напряжениям, вызывающим развитие усталостных трещин. В судовых условиях их состояние (фундаментная рама, картер, анкерные связи, рубашка цилиндров) оценивают визуально и дефекты определяют при осмотре.

Якорное, швартовное и шлюпочное устройство

Якорное устройство представляет собой комплекс, предназначенный для постановки судна на якорь и включающий якорь, якорные канаты, стопоры и механизмы (брашпиль или шпиль). Как правило, ремонт якорного устройства производится в заводских условиях. Перечень ремонтных работ, выполняемых в судовых условиях, ограничен.

Рулевое устройство и привод

Рулевое устройство с приводом состоит из следующих основных элементов: пера руля, баллера руля, электрогидравлических насосов с гидравлическим приводом, электрогидравлической системы управления. Ремонт, как правило, выполняется в. заводских условиях, в доке, а иногда и на плаву.

Грузовое устройство

Ремонт грузового устройства выполняется в условиях судоремонтного завода и приурочивается к очередному освидетельствованию Инспекцией Регистра.
Вместе с тем, силами судового экипажа может быть выполнен определенный объем профилактических, ремонтных и подготовительных работ для поддержания его в рабочем состоянии и максимальной подготовки к заводскому ремонту.

Водонепроницаемые закрытия

На современных судах люковые закрытия грузовых трюмов, двери, иллюминаторы так же, как и обшивка корпуса, обеспечивают сохранность перевозимых грузов и безопасность плавания.
Люковые закрытия сухогрузных судов механизированы, они обеспечивают герметичность трюма и сохранность находящегося в нем груза. Их водонепроницаемость достигается путем установки уплотнительной резины между буртами комингсов трюма и секциями люкового закрытия.

Сборка механизмов после ремонта

После выполнения всех работ, связанных с восстановлением работоспособности того или иного узла или механизма, производят его сборку и монтаж. В судовых условиях сборка, как и ремонт, ведется по принципу индивидуальной подгонки.
Детали собирают в узлы согласно маркировке,нанесенной при изготовлении механизма или во время разборки. В процессе сборки вторично производят все замеры, выполненные при демонтаже и дефектации. Перед выполнением сборочных работ детали должны, быть тщательно очищены, а запасные части, устанавливаемые на механизм, расконсервированы.

Подготовительные работы, демонтаж, разборка и очистка деталей

Учитывая разнообразие выпускаемых механизмов,подготовительные работы следует начинать с изучения соответствующих разделов инструкции завода-строителя, в которой, как правило, представлены основные особенности ремонта, даны указания по профилактическим осмотрам, проверкам и испытаниям отдельных узлов, а также описания специальных приспособлений, позволяющих облегчить и ускорить ремонтные работы.

Ремонтопригодность механизмов, устройств и систем

После окончания дефектации приступают к разработке основных этапов технологии ремонта, учитывая данные визуального осмотра, измерений, гидравлических и других испытаний, а также уровень ремонтопригодности механизма, устройства или системы. Это в значительной мере определяет степень сложности, трудоемкости, затраты времени на выполнение ремонта. Принимая во внимание разнообразие выполняемых работ (токарная и слесарная обработка, шлифовка, рихтовка, сварка, притирка сопряженных деталей), пригодность деталей судовых механизмов к ремонту определяется также удобством обработки, наличием засверленных центров и базовых поверхностей, сложностью конфигурации, величиной допуска на обработку, размерами, материалом.

Определение дефектов с помощью капиллярных методов дефектоскопии

В процессе дефектации механизмов, систем и устройств судна путем визуального осмотра обнаруживаются значительные по размерам дефекты: поломки, трещины, разъедания и т. д. В большинстве случаев, они требуют серьезных ремонтных работ или замены деталей. Надежность, долговечность и ремонтопригодность узла намного повышается, если дефект выявляют на ранней стадии развития. В судовых условиях для этих целей обычно применяют несложные способы керосиновой и цветной дефектоскопии.

Обнаружение дефектов с помощью воздушных и гидравлических испытаний

Воздушные и гидравлические испытания позволяют обнаружить внутренние недостатки и повреждения.
Перед дефектацией с поверхностей узлов снимают защитные покрытия, швы, а места соединений емкостей, работающих под давлением, зачищают щетками до чистого металла. 
Испытания узлов и деталей на прочность, как правило, проводят в цехе. На судне определяют только их гидравлическую плотность при давлениях.

Определение дефектов при помощи измерений

В отличие от внешнего осмотра, что дает качественное представление о состоянии деталей и узлов, путем измерения можно установить величину и характер повреждений. Это позволяет сравнить полученные данные с существующими нормами и требованиями, определить степень пригодности деталей к дальнейшей работе, целесообразность проведения ремонта и его технологию.

Выявление дефектов внешним осмотром

Дефектация механизмов, устройств и конструкций корпуса судна начинается с визуального осмотра, позволяющего определить видимые повреждения.
При этом следует предварительно очистить рабочую поверхность от изоляции, ржавчины, масла и прочих загрязнений.

Методы выявления дефектов силовых установок, кстройств, систем и корпуса судна

Во время эксплуатации судна возможно появление дефектов судовых деталей, что приводит к потере работоспособности того или иного узла, механизма. В зависимости от причин возникновения дефекты подразделяют на: 
а) эксплуатационные, являющиеся результатом нормального физического износа, 
б) конструктивные, возникающие из-за ошибок, допущенных при расчете прочности, выборе материалов, допусков и посадок, режима термообработки; 

Идентификация причин отказов СТС по характеру разрушений деталей

Надежность судовых технических средств зависит от таких факторов, как их конструктивные особенности, режим эксплуатации, качество технического обслуживания.
Процессы, происходящие в машинах и механизмах, можно разделить:
- на обратимые, временно изменяющие параметры узлов, деталей и системы в определенных пределах без тенденции прогрессивного ухудшения (упругая деформация элементов системы);
- на необратимые, приводящие к прогрессивному ухудшению характеристик системы с течением времени (изнашивание, коррозия, усталостные явления).

Техническое обслуживание газотурбинных установок

Нормативная периодичность ТО ГГТА определяется утвержденными судовладельцем ПГТО, инструкцией по ТО (ИТО) заводов-изготовителей сборочных единиц агрегата. Нормативные сроки между ТО ГГТА могут быть изменены судовладельцем и зависимости от технического состояния и условий эксплуатации агрегата.
Выявленные в процессе ТЭ неисправности ГГТА, дефекты отдельных деталей и сборочных единиц подлежат немедленному устранению. В случае невозможности устранения выявленной неисправности или дефекта немедленно, необходимо эту неисправность пли дефект устранить при первой возможности. Все операции по ТО и устранению неисправностей необходимо производить только на остановленном ГТД.

Техническое обслуживание холодильных установок

Техническое обслуживание холодильных установок необходимо выполнять с учетом требовании, общих для ТО судовых технических средств.
Перед ремонтом или вскрытием механизмов и систем холодильной установки, а также в случае разгерметизации конденсатора или испарителя из них должны быть удалены хладон, рассол и вода.

Техническое обслуживание судовых устройств

Для обеспечения постоянного исправного состояния ручных приводов палубных механизмов (брашпиля, шлюпочных, траловых лебедок, шпиля) и их надежной работы необходимо не реже одного раза в 3 месяца проводить их осмотры. При осмотре следует смазать трущиеся поверхности и произвести контрольное переключение с механического привода на ручной и с ручного на механический. Дефекты, выявленные при осмотре, устранить. 

Техническое обслуживание вспомогательных механизмов и оборудования

Разборка и сборка вспомогательных механизмов и оборудования в каждом отдельном случае должны производиться в сроки и в технологической последовательности, предусмотренной инструкцией завода-изготовителя, техническими условиями на ремонт или руководством по ремонту данного механизма.

Техническое обслуживание котлов

Техническое обслуживание котла должно предусматривать: периодические очистки котла с газовой стороны; промежуточные осмотры котла; химические очистки котла со стороны пароводяного пространства по согласованию с технической службой судовладельца; ежегодные внутренние осмотры и наружные осмотры котла под паром; подготовку и предъявление котла к освидетельствованию Регистру; гидравлические испытания котла; осмотр и ремонт кладки, арматуры котла и его средств автоматизации.

Техническое обслуживание турбоагрегата

Вскрытие главных турбоагрегатов должно производиться не реже одного раза в год. Вскрытие отдельных частей главного турбоагрегата (ТВД, ТНД, редуктора, маневрового устройства) допускается производить в разное время при соблюдении установленной общей периодичности.
Вскрытие вспомогательных турбин должно производиться один раз в 2 года. Допускается производить вскрытие вспомогательных турбин один раз в 4 года, если это обусловлено инструкцией завода-изготовителя или техническими условиями на ремонт, одобренными Регистром.

Техническое обслуживание судовых дизелей

При техническом обслуживании дизеля должны быть приняты меры предосторожности, исключающие, возможность несчастных случаев с личным составом и повреждения дизеля. Особые меры принимаются при работах, связанных с подъемом, перемещением и опусканием тяжеловесных деталей, а также при одновременной работе нескольких человек на различных участках валопровода, требующей его проворачивания.

Указания по разборке и сборке СТС

Разборка и сборка СТС должны производиться в технологической последовательности, рекомендованной инструкцией по эксплуатации, техническими условиями или руководством по ремонту, рабочими картами по ТО, а также документами, утвержденными судовладельцем. 
Перед разборкой СТС следует спустить из систем воду, масло, топливо, пар; забортные клапаны плотно закрыть, отключить электропитание. При разборке трубопроводов забортной воды отверстия труб, идущих за борт, необходимо закрыть заглушками.

Порядок проведения работ по техническому обслуживанию

Техническое обслуживание (ТО) СТО должно осуществляться по планово-предупредительной системе на основе месячных (рейсовых) планов ТО.План ТО составляется по заведованиям под контролем старшего механика и утверждается капитаном.
Основой для составления плана ТО должны являться заводские инструкции по техническому обслуживанию СТО, типовые планы-графики технического обслуживания (ПГТО) и рабочие карты по ТО СТС, утвержденные судовладельцем.

Судовая документация по техническому обслуживанию и ремонту СТС

При обслуживании и ремонте корпусных конструкций, механизмов, устройств и систем руководствуются Положением о технической эксплуатации, правилами технической эксплуатации различных объектов судовой техники, судовой технической документацией, нормативными документами, предписаниями и рекомендациями службы ТЭФ, одобренными надзорными органами.

Принципы организации работы экипажей по ТО и Р СТС в условиях эксплуатации судов

В основе технического обслуживания СТС в условиях эксплуатации судна лежат два принципа:непрерывность и дифференцированность. Насколько это возможно, больший объем работ по ТО, включая классификационные освидетельствования, проводится непрерывно в процессе эксплуатации. Номенклатуру, периодичность и объем работ по ТО назначают по каждому агрегату отдельно в зависимости от его надежности.

Техническое обслуживание и ремонт СТС

Дисциплина "Техническое обслуживание и ремонт судовых технических средств" (ТО и Р СТО) является базовой, которая обеспечивает подготовку судовых механиков уровня эксплуатации.
Эффективная работа морских судов невозможная без совершенствования всех составных технической эксплуатации, в том числе технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) судовых технических средств (СТС) в условиях плавания.

Subscribe to this RSS feed
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS