Menu
RSS


Коленчатый вал

Коленчатый вал является одной из важнейших деталей дизеля. По своей конструкции валы делятся на составные, полусоставные, цельнокованые. В процессе эксплуатации рамовые и мотылевые шейки изнашиваются, теряют правильную цилиндрическую форму, становятся овальными, конусообразными, седло- и бочкообразными. Основные виды повреждения поверхности шеек: риски, задиры, наработки, коррозионные разъедания, трещины, появление слабин в соединениях, проворачивание шеек в щеках.

При осмотрах шейки измеряют в трех точках по их длине в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Если величины износа превышают допустимые , производят исправления
При возникновении на рабочей поверхности значительных дефектов (задиров, превышающих, нормы бочкообразности и конусности, глубоких коррозионных разъеданий, поверхностных трещин) ремонт можно выполнить на судне без подъема коленчатого вала. Эта операция является очень сложной и производится сравнительно редко. Судоремонтные предприятия для выполнения такой работы применяют специальные переносные станки. Можно также выполнять ручную опиловку (калибровку) шейки, однако она требует квалифицированной подготовки.
При ручной калибровке наиболее часто встречающейся ошибкой является нарушение параллельности оси ремонтируемой мотылевой шейки с осью коленчатого вала.
Предварительно необходимо изготовить чугунный или алюминиевый калибр (две стягиваемые половины втулки, расточенные и прошлифованные по наименьшему диаметру шейки), который выполняет функции фальшподшипника. Его рабочую поверхность окрашивают пригоночной краской, устанавливают на шейку, приворачивают и снимают. Затем опиливают места, покрытые краской.
Поверхность шейки обычно обрабатывают плоскими напильниками, а круглые и полукруглые применяют лишь при опиловке галтелей. Чтобы снять слой металла толщиной более 0,1 мм, используют драче-вые и полудрачевые напильники; при меньших толщинах — личные. Периодически проверяя прилегание калибра и контролируя параллельность оси шейки вала, продолжают опиловку шейки до полного устранения дефекта. При калибровке диаметр шейки вала может быть уменьшен на величину не более 0,07с?, где Л — диаметр шейки. Получив ровную цилиндрическую поверхность, шейку шлифуют наждачной бумагой и притирочными пастами описанным выше способом.
Трещина также является серьезным повреждением коленчатого вала. В первую очередь определяют ее длину, обмазав поверхность шейки водным раствором мела. Концы выявленной трещины засверливают сверлом диаметром 8-10 мм, вырубывают ее на всю глубину, разделывая кромки канавки под сварку. Канавку заваривают при нагретом участке вала. Температура нагрева определяется, исходя из состава стали. Для заварки применяют электроды марки УОНИ-13/55, 13/45, 13/65, а окончив ее, тщательно очищают шов от шлака и убеждаются в отсутствии деформации шейки вала.
Принимая во внимание сложность заварки трещин в судовых условиях, можно ограничиться лишь разделкой, чтобы остановить ее дальнейшее развитие. Однако следует помнить, что глубина канавки не должна уменьшать диаметр целого участка вала ниже допустимых величин, определяемых по формуле Регистра. Острые переходы являются концентраторами напряжений, поэтому все края закругляют и зашлифовывают.
Общее положение оси коленчатого вала в процессе эксплуатации судна контролируется путем проверки раскепов.
Раскеп — величина упругой деформации кривошипа при проворачивании его на 180°. Замеряют расхождение щек при помощи установленного между ними индикатора в четырех положениях колена: верхняя мертвая точка, нижняя мертвая точка, левый борт, правый борт. Раскеп считают положительным, если lвмт >lнмт, lл. б. > lп. б., и отрицательным — в противном случае. По результатам замеров при помощи номограммы оценивают положение вала и делают выводы о необходимости работ по его переукладке.
Износ нижних вкладышей рамовых подшипников и положение вала характеризуются просадкой последнего. Ее определяют, измеряя зазор между контрольной скобой и шейкой вала и сравнивая эти величины с предыдущими записями в машинном формуляре.

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS