Menu
RSS


Цепные и зубчатые передачи

В современных дизелях передача движения от коленчатого вала к распределительному и управляемым выпускным заслонкам осуществляется цепными или зубчатыми приводами. Их состояние влияет на газораспределение двигателя. Износ деталей привода определяют при повороте коленчатого вала на пол-оборота, фиксируя положение маховика (по градуировке) и нанося риску на распределительном валу и на одном из его подшипников.

Затем медленно поворачивают коленчатый вал в обратном направлении до момента страгивания распределительного вала, которое устанавливают по началу смещения рисок. Угол поворота маховика при неподвижном распределительном вале является показателем износа передачи. Если эта величина превышает допуск на регулировку фаз газораспределителя (±3°), привод подвергают дефектации и ремонту.
Цепные передачи в процессе эксплуатации изнашиваются в результате перекоса звездочки или цепи, попадания твердых частиц между зубьями и роликами, воды или низкого качества применяемой смазки. Наиболее характерными дефектами являются повреждение звездочек, образование блестящих натиров, задиров канавок, выкрашивание, коррозионное разъедание. Ремонт цепного привода включает в себя операции по их устранению и удалению дефектных звеньев роликовой цепи.
Допускаемый износ зубьев цепных колес, который определяют по увеличению глубины канавки, для цепей размером 1,2 и 3,5 дюйма не должен превышать соответственно 0,9, 1,7 и 3 мм. При обнаружении большего износа дефекты исправляют опиловкой, осуществляя контроль по шаблону, снятому с не работавшей звездочки. В случае больших выработок или наличия трещин звездочки заменяют. Износ цепи зависит от ее вытяжки.
Для точного определения удлинения измеряемый участок переводят в наиболее удобное для измерения положение и натягивают цепь путем проворота коленчатого вала валоповоротным механизмом. Допустимое удлинение цепи не должно превышать 1,5 %.
Ремонтируя привод, проводят тщательную дефектацию каждого звена. Заостренные кромки внутренних поверхностей закругляют радиусом 1-2 мм. При наличии щек с износом более 30 % номинальной толщины, звено заменяют. Для разборки расклепанные выступы пальцев вырубают крейцмейселем и спиливают, чтобы во время их выпрессовки не повредить сопрягаемые поверхности щек. Затем ослабляют натяжение цепи и специальным приспособлением выпрессовывают пальцы.
На поверхности звеньев наблюдаются также дефекты в виде оспин. Если на контактных рабочих поверхностях они покрывают не более 25 % площади и не прогрессируют, цепь и звенья допускаются к дальнейшей эксплуатации.
Зубчатые передачи в результате низкого качества масла, слишком высокой температуры, попадания посторонних предметов, неравномерного изнашивания антифрикционного материала опорных подшипников и ряда других причин также теряют работоспособность. В них происходит выкрашивание (питтинг), заедание, наволакивание, истирание, поломка зубьев, нарушение правильного взаимного положения осей шестерен. Осматривая зубья, следует тщательно, при помощи лупы, исследовать участки наклепов и интенсивных натиров, которые чаще всего оказываются местом зарождения трещин. В судовых условиях для их обнаружения используют метод последовательного травления 15 %-ным раствором персульфата аммония, после него — 10 %-ным раствором азотной кислоты. Места, подвергаемые травлению, предварительно обезжиривают, затем нейтрализуют раствором каустической соды, промывают в воде и сушат.
Зубчатые колеса и шестерни, имеющие трещины, значительный износ зубьев и выкрашивание, заменяют новыми. Механические повреждения на рабочих поверхностях зубьев (забоины, задиры и заусенцы) устраняют шабрением. Наработки удаляют путем запиливания и шлифовки. При этом важно сохранить эвольвентный профиль зацепления и боковые масляные зазоры, не превышающие допустимые.
Обнаружив питтинг, устанавливают его характер. В случае ограниченного выкрашивания устраняют причины, вызвавшие его. Если питтинг прогрессирует, зубья вышабривают, удаляя поврежденный слой металла, но не нарушая профиля зуба и сохраняя равномерный контакт в зацеплении по всей его длине. Зацепления цилиндрических зубчатых колес проверяют на краску, добиваясь контакта не менее 75-80 % по длине зуба. Дальнейшее увеличение контакта достигается при обкатке зубчатой передачи, которую проводят с помощью разведенной на минеральном масле пасты ГОИ. Работу заканчивают, если контакт в зацеплении по длине зуба не менее 90-96 %, по высоте — менее 40 %. Чистота их поверхности должна быть не ниже. После этого зубья тщательно протирают, и в течение 30-60 мин обкатывают на чистом турбинном масле.

Login to post comments
back to top
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VK
  • RSS